Бетон и асфальт – два главных материала которые используют при укладке дорожного покрытия. И хотя полотно из бетона дороже, оно намного прочнее и долговечнее, чем асфальт.
В США, Евросоюзе и даже Китае автодороги, сделанные из бетона, составляют более 60% от их общего объема. Но в России их всего 2%! Это одна из причин низкого качества нашей транспортной сети. Почему российские дороги не строят из бетона, как в других странах?
Бетон против асфальта
Чаще всего бетон применяется при строительстве автомагистралей. Бетонное покрытие – жёсткое, так как в качестве связующего материала применяется цемент.
Благодаря этому такие дороги обладают лучшей сопротивляемостью износу. В отличие от асфальтового покрытия, где гарантированный срок службы без ремонта составляет 12 лет, срок эксплуатации бетона достигает 30 лет.
Цементобетонная автодорога на 82% дешевле в обслуживании. Также она устойчивее к высоким температурам и образованию колеи, за счёт лучшего отражения света создает более комфортные условия для вождения в темное время суток и наносит меньший урон экологии.
В то же время асфальт быстро портится, его приходится чинить минимум раз в год. В большинстве случаев повреждённое покрытие не снимают, а вместо этого просто латают дыры. Из-за этого на дороге появляются «заплатки», а вместе с ними и неровности.
Так почему в России мало бетонных дорог?
Два главных минуса бетонного полотна – это неустойчивость к низким температурам и высокая стоимость строительства .
Материал обладает пористой структурой, которая впитывает воду. Во время морозов вода превращается в лед и вспучивает даже самое прочное полотно.
Кроме того, железобетон имеет свойство расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении. В условиях российского климата с высокими перепадами температур на бетонном покрытии постоянно будут появляться трещины.
Кроме того, сам по себе материал намного дороже асфальта. В среднем километр бетонной дороги будет стоить на 30% больше заасфальтированной. А так как чиновники стремятся на всём экономить, массового перехода на бетон в обозримом будущем не случится.
Таким образом, то, что хорошо для Америки, для большей части России не применимо. Бетонные дороги пытались строить в Советском Союзе, однако тогда они не приобрели большой популярности и оказались вытеснены асфальтом