Отличительной чертой государственного устройства в Сканди-навии стало, как мы уже говорили, разделение на херады.
Херад был гражданским союзом, заключенным, по общему со-гласию различных землевладельцев, для охранения взаимного спо-койствия и для защиты собственности и личной безопасности.
Херады разделены были на корабельные общины - шипслаги. Поскольку далеко не всё в истории Средних веков нам известно, то ученые так и не могут однозначно ответить, сколько, например, шипслагов было в одном хирде, или хераде. Эта загадка, похожая на смешную скороговорку, вероятно, так и останется неразрешимой.
Дворы, принадлежавшие к шипслагу, обязывались содержать наготове корабль со всеми его принадлежностями и снабжать его людьми и пропитанием на случай предоставления судна в распо-ряжения короля или для защиты страны от врагов.
Сначала в каждом округе были свои закона, но с течением времени возникла необходимость в едином своде законов, что и было сделано.
Для соблюдения доброго порядка во всех делах херады под-разделялись на меньшие части - четверти, в которой решал дела четвертной судья.
Если приходил в херад королевский приказ, или было совер-шено убийство, или были другие важные дела, тогда вырезали стрелу, наносили на нее рунические знаки и посылали ее «по кругу» между бондами для приглашения их на тинг. Эта стрела должна бы-ла идти прямо вперед, а не назад: так, если она приходила в дерев-ню с востока, то продолжала путь на запад; если же «являлась» с юга, то отправлялась к северу.
Все бонды обязаны были передавать ее дальше, кроме вдов, не имевших сыновей старше 15 лет, и бедняков, живущих в лесу. Закон налагал денежную пеню на того, кто не передаст стрелу да-лее или испортит ее.
Все дела решались сообща на тинге - обшенародном собра-нии, вече.
Тинги часто «соединялись» с ярмарками и праздниками. На великом февральском празднике в Упсале во время общего тинга, происходила и ярмарка, продолжавшаяся целую неделю. Торговля была меновая; если же товары не отвечали одни другим в цене, то разница доплачивалась серебром и золотом по весу. Для этой цели употреблялись разной величины золотые и серебряные перстни или пластинки, разрезаемые по мере надобности.
Были как местные тинги, так и общие. Если нарушитель спо-койствия объявлялся вне закона на тинге херада, то решение су-да было действенным лишь в пределов хирда.
Во время тинга наступало время мира. Человека нельзя было ни ударить, ни оскорбить. Законы оговаривают штрафы за любое нарушение спокойствия во время тинга: например, в случае, если человека схватили за волосы» или ударили кулаком. Особые штра-фы полагались за удар палкой или обухом топора. .
Существовала даже формула, после произнесения которой прибывшего на тинг человека, даже подозреваемого в совершении серьезного преступления, нельзя было «трогать». В «Саге о Греттире» приводится такая стихотворная клятва мира. Вот начало этой клятвы:
Провозглашаю мир
Между всеми людьми,
А перво-наперво
Между сидящими здесь мужем по имени Гест
И всеми годи и добрыми бондами,
Всеми, кто может держать оружие,
И всеми-всеми окрестными жителями
Здесь, на Цаплином Тинге,
Кто б они ни были
И откуда б они ни пришли, -
Всеми, кто назван
И кто не назван.
Обещаем мир,
Полный и нерушимый,
Чужанину, который назвался Гестом,
Для игрищ, веселий
И ратоборства,
Покуда он здесь
Или путь держит к дому,
Посуху иль по морю,
Землею иль водою.
Да будет мир ему
Везде и всюду,
Пока он, целый и невредимый,
Домой не вернется.
На альтинге, собрании всей страны, председательствовал выборный лагман, на котором в сомнительных судебных случаях и при неудовлетворительности древних законов лежала обязанность соблюдать и защищать правду. Его приговоры и решения в подобных случаях, прочитанные народу, составляли дополнения к законам и употреблялись в будущем при подобных же обстоятельствах.
Но и на местных тингах были тоже свои лагманы, которые охраняли и толковали законы. Лагман был высшим представителем области, от имени народа он отвечал королю или ярлу, когда они посещали область. Все повиновались ему.
В лагманы выбирали богатых и умных бондов, смелых и храб-рых, независимых и почитающих законы страны. Эта должность часто переходила от отца к сыну, а в некоторых семействах она была наследственной.
(с) Наталия Будур. Из книги "Повседневная жизнь викингов"
Продолжение следует...
Больше о викингах можно прочитать в инста https://www.instagram.com/viking_liv/
или на ФБ в группе "Викинги. вчера и сегодня" https://www.facebook.com/groups/