Он не был бунтарём. Более того, он был довольно успешным художником с правительственными наградами и с хорошими, коммерчески выгодными заказами. Однако, Жан-Эжен Бюлан (1852-1926) не стеснялся изображать нелёгкую жизнь простого народа. Пролетариев, крестьян, мелких ремесленников. И не в игриво-пастушеском стиле его современника Вильяма Бугро, а так, как писали его близкие друзья Жюль Бастьен-Лепаж (1848-1884) и Паскаль Даньян-Бувре (1852-1929). Об этих двух художниках мы обязательно поговорим в другой раз, а сегодня посмотрим внимательнее на Бюлана.
Старший рабочий объясняет молодому как на сверлильном станке изготовить зубчатое колесо.
Интересно, что все трое познакомились во время ученичества у такого «абсолютного эталона» салонного академизма, как Александр Кабанель (1823-1889)
А теперь сравните, хотя бы, с приведённой выше работой Бюлана. Да, все трое известных учеников Кабанеля пошли другим путём. Настолько другим, что, если бы не зафиксированный факт, никому и никогда не пришло бы в голову говорить о наставнике и учениках.
Рано умерший Бастьен-Лепаж, Даньян-Бувре и Бюлан продолжили во французском искусстве «линию Курбе» и стали «третьей силой» - реалистами во время ожесточённого спора между импрессионистами и академистами.
Как и положено реалистам, их главными героями были простые французы, и их жизнь, во всём многообразии, от обыденных до главных мгновений.
Несмотря на критический реализм и выбор простого человека в качестве главного героя, все трое друзей также неоднократно обращались к религиозной тематике.
На мой взгляд просто замечательные произведения и очень талантливый, недооцененный в наше время художник. А кроме того, альтернативный взгляд. Христианство — это не скулёж по сдохнувшей империйке, не тухлая монархическая отрыжка и прочие граф-уваровские бредни. Отношения человека с Богом вполне могут обходиться без никому ненужной идеологической «нагрузки», которую нам пытаются втюхать всяческие «консервативные силы».
Я знаю, за что агитирует пропагандист с картины Бюлана, но умышленно не написал об этом, ибо империи накрываются медными тазами, имя пропагандистам - легион в кубе, а люди продолжают молиться Божьей Матери.