Найти тему

Пролетариат и молитва Божьей Матери

Он не был бунтарём. Более того, он был довольно успешным художником с правительственными наградами и с хорошими, коммерчески выгодными заказами. Однако, Жан-Эжен Бюлан (1852-1926) не стеснялся изображать нелёгкую жизнь простого народа. Пролетариев, крестьян, мелких ремесленников. И не в игриво-пастушеском стиле его современника Вильяма Бугро, а так, как писали его близкие друзья Жюль Бастьен-Лепаж (1848-1884) и Паскаль Даньян-Бувре (1852-1929). Об этих двух художниках мы обязательно поговорим в другой раз, а сегодня посмотрим внимательнее на Бюлана.

Жан-Эжен Бюлан. Наставник (Урок для ученика). 1888. Национальный музей, Стокгольм, Швеция
Жан-Эжен Бюлан. Наставник (Урок для ученика). 1888. Национальный музей, Стокгольм, Швеция

Старший рабочий объясняет молодому как на сверлильном станке изготовить зубчатое колесо.

Интересно, что все трое познакомились во время ученичества у такого «абсолютного эталона» салонного академизма, как Александр Кабанель (1823-1889)

Александр Кабанель. Рождение Венеры. 1863. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Александр Кабанель. Рождение Венеры. 1863. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

А теперь сравните, хотя бы, с приведённой выше работой Бюлана. Да, все трое известных учеников Кабанеля пошли другим путём. Настолько другим, что, если бы не зафиксированный факт, никому и никогда не пришло бы в голову говорить о наставнике и учениках.

Жан-Эжен Бюлан. Ремесленник. 1908. Частная коллекция
Жан-Эжен Бюлан. Ремесленник. 1908. Частная коллекция

Рано умерший Бастьен-Лепаж, Даньян-Бувре и Бюлан продолжили во французском искусстве «линию Курбе» и стали «третьей силой» - реалистами во время ожесточённого спора между импрессионистами и академистами.

Как и положено реалистам, их главными героями были простые французы, и их жизнь, во всём многообразии, от обыденных до главных мгновений.

Жан-Эжен Бюлан. Невинный брак. 1884. Музей изящных искусств. Каркассон, Франция
Жан-Эжен Бюлан. Невинный брак. 1884. Музей изящных искусств. Каркассон, Франция
Жан-Эжен Бюлан. Родительское счастье. 1903. Частная коллекция
Жан-Эжен Бюлан. Родительское счастье. 1903. Частная коллекция

Несмотря на критический реализм и выбор простого человека в качестве главного героя, все трое друзей также неоднократно обращались к религиозной тематике.

Жан-Эжен Бюлан. Жертва нищего. 1880. Доротеум. Вена
Жан-Эжен Бюлан. Жертва нищего. 1880. Доротеум. Вена
Жан-Эжен Бюлан. Приношение Деве Марии на следующий день после свадьбы. 1885. Музей изящных искусств Кан, Нормандия, Франция
Жан-Эжен Бюлан. Приношение Деве Марии на следующий день после свадьбы. 1885. Музей изящных искусств Кан, Нормандия, Франция

На мой взгляд просто замечательные произведения и очень талантливый, недооцененный в наше время художник. А кроме того, альтернативный взгляд. Христианство — это не скулёж по сдохнувшей империйке, не тухлая монархическая отрыжка и прочие граф-уваровские бредни. Отношения человека с Богом вполне могут обходиться без никому ненужной идеологической «нагрузки», которую нам пытаются втюхать всяческие «консервативные силы».

Жан-Эжен Бюлан. Пропаганда. 1889. Музей Орсэ, Париж
Жан-Эжен Бюлан. Пропаганда. 1889. Музей Орсэ, Париж

Я знаю, за что агитирует пропагандист с картины Бюлана, но умышленно не написал об этом, ибо империи накрываются медными тазами, имя пропагандистам - легион в кубе, а люди продолжают молиться Божьей Матери.

Жан-Эжен Бюлан. Посещение богородичной святыни 1898
Жан-Эжен Бюлан. Посещение богородичной святыни 1898

Музеи
137 тыс интересуются