Советский автомобиль Чайка ГАЗ-13 выпускалась на Горьковском заводе с 1959 по 1981 годы. Автомобиль пришел на смену ГАЗ-12 ЗИМ, о котором мы уже писали. Автомобили были настолько не похожими, трудно поверить, что за дизайн обоих машин отвечал один и тот же художник - Лев Еремеев. Мировая автомобильная мода менялась настолько быстро, что дизайнером приходилось моментально перестраиваться под новые реалии. По сути, каждые несколько лет происходил переворот в дизайне. Это касается и технической стороны дела.
Напомню, что ЗИМ ГАЗ-12 сделали безрамным авто с несущим кузовом (несмотря на габариты), по одной довольно банальной причине. На ГАЗе просто не было подходящего по мощности двигателя. 90-сильный, рядный, 6-ти цилиндровый, нижнеклапанный агрегат разработанный еще в 40-ые годы, просто не мог обеспечить нормальную динамику довольно массивному автомобилю. Объема 3.5 литра явно не хватало для представительского авто. Чайке ГАЗ-13 в этом плане повезло гораздо больше.
Новый Заволжский моторный завод предложил для новой представительской модели современный 5.5 литровый V8 мощностью 195 л.с. Движок ЗМЗ-13 снимал все ограничения по массе и габаритам автомобиля. Поэтому Чайку ГАЗ-13 решили строить на Х-образной раме, да еще и применили коробку автомат. Машина оказалась не только внешне красивой, но и по техническому содержанию передовой.
По официальной статистике на ГАЗе было собрано более 3000 Чаек с 1959 по 1981 годы. Основная масса машин, это черные седаны для крупных начальников и партийных деятелей. Были и мелкие серии специальных авто, например кабриолет для парадных мероприятий. Был и крупный универсал, который собирали на РАФе. По официальным данным Рижская автобусная фабрика с 1973 по 1982 годы выпустила около 20 универсалов.
Все рижские универсалы, по сути были переделанными седанами. Автомобили были окрашены в черный цвет и предназначались для работы в четвертом лечебно-санитарном управлении Минздрава СССР. Именно там лечили высшее партийное руководство. Именно для перевозки высокопоставленных больных и делали универсальные машины. Но они не имели никаких отличительных знаков или спецкраски кузова. Только дополнительная машина охраны.
Удалось выяснить, что Чайки в кузове универсал делали не только на заводе РАФ, но и в ГДР в городе Цвиккау на заводе Sachsenring Automobilwerke. Сколько на этом предприятии было собрано универсалов точно неизвестно. Но в отличии от советских санитарных машин, немцы окрашивали кузова в привычные для скорой помощи цвета, устанавливали мигалки и специальные фонари, а под капотом ставили еще и сирену.
Внутри конечно не так свежо, все таки машине довольно много лет. Но в санитарном отсеке даже кислородная установка осталась. Внутренний объем поражает своими размерами, если всё лишнее убрать, получится целый автобус. Тачка огонь.
Внешне машина выглядит просто волшебно. При этом универсал смотрится не менее гармоничнее, чем базовый седан. Просто круизный лайнер для океанских путешествий. И коробка автомат в наличии. То что нужно для длительных путешествий по дорогам хорошего качества.
Удалось рассмотреть одну из таких машин. Снял для своих подписчиков небольшой видео обзор этого автомобиля.
Сейчас машина стоит в Музее техники Вадима Задорожного в ближайшем Подмосковье. Внешне смотрится просто великолепно, даже несмотря на нетипичный цвет.