Имя писателя Виля Липатова, сейчас мало кому известно. А ведь участковый Аниськин придуман им (молодежь только пожмет плечами – а кто это?).
Для меня же лучшей книгой Липатова стала повесть «Еще до войны». Всё, что описывает Виль Липатов, такое родное, такое знакомое деревенское. Кого ни спроси, кто жил в деревне, скажут – да, так всё и было!
Прочитала я первый раз эту повесть лет в 15 и навсегда влюбилась в таёжную деревушку Улым, в её простых и чистых людей, в ту удивительную деревенскую атмосферу, которой сейчас не найти!
За что я её полюбила, ведь сюжет-то проще некуда? Осиротевшую городскую девочку привезли в глухую обскую деревню к родственникам. И приходится ей жить там, учиться, привыкать к обычаям, условиям, к незнакомым, даже непонятным людям, к этому необычному говору, к этому смешному представлению о красоте. Раюха-то не пойми что, «стерлядка» тощая да голенастая, а в деревне ценят девок справных, дородных да крепких.
Сюжет книги невозможно пересказать, как невозможно пересказать жизнь. Там есть все - и растерянность одинокой девочки, и тепло большой и дружной семьи ее родственников, и совершенно обычные, обыденные бытовые заботы, и неожиданная радость праздников, дружбы, взаимопонимания с теми, кто еще вчера казался чужим.
Всё это было еще до войны… Славно жила деревушка Улым, пели птицы, гудели пчелы, кругом расположилась тайга. А была еще река Кеть. Для связи с селом был кривобокий пароходишко: приезжали, уезжали раз в два месяца. Для улымчан, это был праздник, к которому надо готовиться загодя. Ходили встречать "Смелый" все-все, кроме вековых стариков и старух.
Еще до войны контраст между образом жизни столицы и укладом глухой деревушки был разительным. И вовсе не в уровне жизни дело, а в особом укладе, образе мысли и образе жизни. В разных ценностях, которые со временем стёрлись. Сейчас, что в деревне, что в городе – люди одинаковые, а еще в моём детстве это были два разных мира!
Еще до войны не было телевидения с его навязыванием гламурных ценностей. Даже привозные фильмы были не манящими огоньками красивой жизни, а крепкими, подтверждающими вечные ценности, маяками! Люди точно знали, что им нужно и что не нужно в жизни. Честь, совесть, ответственность не были для них просто словами.
Еще до войны люди гордились своими достижениями в труде, при этом без малейшего оттенка пафоса. Труд простого крестьянина был в почёте, красота человека ценилась не по внешним критериям, а по его трудовым достижениям.
Еще до войны строго осуждали людей духом слабых. В Улыме на всю большую деревню был всего один - ОДИН! – пьяница! И это было настоящим позором не только для родных, но и для всех жителей. И пусть этот человек был умным, очень талантливым и совершенно безвредным, однако ему даже девушку на танец не позволяли пригласить, закрывали деревенские парни девчонку широкими спинами, защищали даже от такого невинного внимания. Пьет – значит, недостойный человек!
Еще до войны любовь, как и во все времена, приходила, невзирая на разницу в возрасте, общественном положении, на мнения окружающих.
Но по-настоящему любящий человек умел видеть, что ожидает союз таких людей в тех обстоятельствах. Любящий человек умел думать не только о себе. Условности? Нет, огромное чувство ответственности за судьбу любимой. И потому, в детстве «неправильный» финал той любви, теперь мне кажется самым верным!
Для меня эта повесть, как машина времени, утоляющая мою ностальгию по деревенскому простому детству. Читая эту повесть, я как будто снова разговариваю со своими суерскими подружками, здороваюсь с деревенскими бабульками, наблюдаю за привычной и родной сельской жизнью.
Что меня радует, так то, что в 1982 году по этой повести сняли фильм с одноименным названием. Всё в точности, как в книге, ничего не переврали! Всем рекомендую прочитать эту книгу или посмотреть фильм!