Найти тему
Аква-Космос

Бедовая советская подводная лодка К-19 по прозвищу «Хиросима»

Оглавление

Несчастья советской атомной подводной лодки К-19 могли бы стать частью легенд о невезении в море.

В конце 1950-х годов Советский Союз спешил догнать американские разработки, построив собственную атомную подводную лодку, и К-19 должна была стать первой в своем классе. Подлодка была оснащена двумя ядерными реакторами и баллистическими ракетами Р-13, способными нанести удары по США (или любому другому потенциальному противнику).

Всплытие подводной лодки проекта 658 (класса «Отель-II»)
Всплытие подводной лодки проекта 658 (класса «Отель-II»)

Проект имел большое значение, так как в 1961 году, когда подводная лодка совершила свой первый рейс, холодная война была на грани превращения в термоядерную. Строительство велось в спешке, что привело к гибели десяти человек, прежде чем подводная лодка была достроена на судостроительном заводе в Северодвинске.

Флагманская лодка проекта 658 – или, по классификации НАТО, класса «Отель» – пережила ряд несчастий уже в период строительства. Двое рабочих погибли в результате пожара, разразившегося в 1958 году. Шесть женщин умерли от паров клея, который использовался для резиновых прокладок цистерн с водой. Во время загрузки ракет один инженер был раздавлен, а другой погиб в результате несчастного случая, упав между двумя отсеками внутри подводной лодки.

После того, как в 1959 году К-19 была признана пригодной для плавания, была организована церемония крещения, чтобы отметить новейшее достижение Советского Союза и гордость его флота.

Вопреки военно-морской традиции, был выбран мужчина, а не женщина, чтобы разбить бутылку шампанского о корабль во время спуска на воду со стапелей. Когда капитан 3 ранга В.В. Панов ударил бутылкой о корму подводной лодки, шампанское не разбилось, а отскочило. Экипаж счёл это дурным предзнаменованием, продолжая развивать теории, что корабль каким-то образом проклят.

Баллистическая ракета Р-13 – памятник в Североморске. Автор Леонидл – CC BY-SA 3.0
Баллистическая ракета Р-13 – памятник в Североморске. Автор Леонидл – CC BY-SA 3.0

В 1960 году из-за ошибки экипажа, который не имел опыта эксплуатации ядерного реактора, погнулся один из управляющих стержней. Ремонт задержал первый рейс, а некоторые члены экипажа, включая капитана, были понижены в должности.

Командование К-19 было передано капитану 1 ранга Николаю Владимировичу Затееву, амбициозному и способному офицеру, досрочно получившему повышение от министра обороны СССР маршала Жукова.

После нескольких пробных погружений выяснилось сомнительное качество конструкции К-19. Корабль лишился резинового покрытия корпуса и был вынужден пройти дополнительный ремонт. В течение испытательного периода было зарегистрировано несколько других неисправностей, в том числе затопление реакторного отсека. Всё указывало на дефекты конструкции, но поскольку корабль был в центре внимания из-за гонки вооружений, многие из этих проблем высокопоставленные чиновники проигнорировали.

30 апреля 1961 года подводная лодка была окончательно сдана в эксплуатацию. На борту К-19 в составе экипажа из 139 человек также находились ракетчики, специалисты по реакторам, торпедисты, врачи, повара, стюарды и несколько офицеров-наблюдателей.

Во время первого похода К-19 проводила учения в Северной Атлантике, недалеко от южной оконечности Гренландии. 4 июля 1961 года на подводной лодке произошла очередная неисправность. Серьезная утечка в реакторе привела к отказу системы охлаждения, что вызвало опасное повышение температуры в активной зоне ядра. Помимо этой потенциальной катастрофы была сломана система дальней радиосвязи, поэтому не было возможности связаться с Москвой, чтобы сообщить о положении моряков.

К-19 действовала возле одной из баз НАТО в Атлантическом океане. Главной заботой капитана было предотвратить Третью мировую войну, которая неминуема началась бы, если бы взорвались оба реактора лодки в непосредственной близости от базы потенциального противника. Взрыв по мощности превзошёл бы Хиросиму и Нагасаки вместе взятые.

Советская дизельная подводная лодка, по классификации НАТО, класса «Гольф»
Советская дизельная подводная лодка, по классификации НАТО, класса «Гольф»

Реактор был заглушён, но продолжал нагреваться до температуры 800 градусов по Цельсию. Он грозил взрывом, и его нужно было срочно охладить. Капитан Затеев приказал инженерной команде прямо в реакторном отсеке соорудить импровизированную систему охлаждения, перерезав один из клапанов на реакторе и подключив его к водоснабжающей трубе.

Моряки знали об опасности радиации, но выполняли приказ, хотя на борту не было средств защиты. В итоге высокий уровень радиации сказался. После успешного ремонта все люди, входившие в состав инженерной команды, заболели острой лучевой болезнью. Они были госпитализированы, но все скончались в течение месяца.

Радиоактивный пар, содержащий продукты деления, выделяющиеся при открытии герметичного реакторного отсека, втягивался в систему вентиляции корабля, загрязняя всю подводную лодку. Все на борту подвергались риску радиационного отравления.

Подводная лодка «Гато», которая столкнулась с K-19 в 1969 году
Подводная лодка «Гато», которая столкнулась с K-19 в 1969 году

Из-за этой аварии капитан Затеев был вынужден прервать поход и направился на юг в надежде встретить другую советскую подводную лодку, которая должна была находиться в этом секторе.

Американский эсминец также принял сигнал бедствия от К-19 и засёк её местоположение. Американцы предложили свою помощь, но Затеев отказался, так как боялся, что его сочтут предателем – а это хуже смерти для советского офицера. Он не мог позволить американцам завладеть первой советской атомной подводной лодкой, но его команда была на взводе. Назревал мятеж, время шло, а Затеев терял возможность выбора.

К счастью, на горизонте показалась советская дизельная подлодка С-270. Несмотря на приказ оставаться на борту К-19 и ждать, пока их не отбуксируют на базу, капитан, чтобы не подвергать моряков риску дальнейшего облучения, эвакуировал экипаж подводной лодки на С-270.

15 членов экипажа погибли в течение следующих двух лет. К-19 вернулась в строй через несколько месяцев после аварии, но невезение преследовало лодку до вывода из эксплуатации в 1990 году.

Подводная лодка попала в аварию в ноябре 1969 года, когда американская подводная лодка «Гато» в Баренцевом море получила серьезные повреждения. Пожар, произошедший несколько лет спустя, унес жизни еще 30 моряков на борту К-19. Из-за своей несчастливой репутации подводная лодка получила прозвище «Хиросима».

  • Изображения из открытого доступа. Текст распространяется по лицензии CC Attribution (CC BY). Кому надо, пользуйтесь на здоровье!
  • Не забудьте подписаться на «Аква-Космос» теперь и в Telegram . Там мы иногда пишем и даем картинки того, о чём нельзя писать и чего нельзя показывать здесь, на Дзене.

Если Вам понравилось, жмите на большой палец и подписывайтесь на наш канал. Дальше будет ещё интереснее!