Несчастья советской атомной подводной лодки К-19 могли бы стать частью легенд о невезении в море.
В конце 1950-х годов Советский Союз спешил догнать американские разработки, построив собственную атомную подводную лодку, и К-19 должна была стать первой в своем классе. Подлодка была оснащена двумя ядерными реакторами и баллистическими ракетами Р-13, способными нанести удары по США (или любому другому потенциальному противнику).
Проект имел большое значение, так как в 1961 году, когда подводная лодка совершила свой первый рейс, холодная война была на грани превращения в термоядерную. Строительство велось в спешке, что привело к гибели десяти человек, прежде чем подводная лодка была достроена на судостроительном заводе в Северодвинске.
Флагманская лодка проекта 658 – или, по классификации НАТО, класса «Отель» – пережила ряд несчастий уже в период строительства. Двое рабочих погибли в результате пожара, разразившегося в 1958 году. Шесть женщин умерли от паров клея, который использовался для резиновых прокладок цистерн с водой. Во время загрузки ракет один инженер был раздавлен, а другой погиб в результате несчастного случая, упав между двумя отсеками внутри подводной лодки.
После того, как в 1959 году К-19 была признана пригодной для плавания, была организована церемония крещения, чтобы отметить новейшее достижение Советского Союза и гордость его флота.
Вопреки военно-морской традиции, был выбран мужчина, а не женщина, чтобы разбить бутылку шампанского о корабль во время спуска на воду со стапелей. Когда капитан 3 ранга В.В. Панов ударил бутылкой о корму подводной лодки, шампанское не разбилось, а отскочило. Экипаж счёл это дурным предзнаменованием, продолжая развивать теории, что корабль каким-то образом проклят.
В 1960 году из-за ошибки экипажа, который не имел опыта эксплуатации ядерного реактора, погнулся один из управляющих стержней. Ремонт задержал первый рейс, а некоторые члены экипажа, включая капитана, были понижены в должности.
Командование К-19 было передано капитану 1 ранга Николаю Владимировичу Затееву, амбициозному и способному офицеру, досрочно получившему повышение от министра обороны СССР маршала Жукова.
После нескольких пробных погружений выяснилось сомнительное качество конструкции К-19. Корабль лишился резинового покрытия корпуса и был вынужден пройти дополнительный ремонт. В течение испытательного периода было зарегистрировано несколько других неисправностей, в том числе затопление реакторного отсека. Всё указывало на дефекты конструкции, но поскольку корабль был в центре внимания из-за гонки вооружений, многие из этих проблем высокопоставленные чиновники проигнорировали.
30 апреля 1961 года подводная лодка была окончательно сдана в эксплуатацию. На борту К-19 в составе экипажа из 139 человек также находились ракетчики, специалисты по реакторам, торпедисты, врачи, повара, стюарды и несколько офицеров-наблюдателей.
Во время первого похода К-19 проводила учения в Северной Атлантике, недалеко от южной оконечности Гренландии. 4 июля 1961 года на подводной лодке произошла очередная неисправность. Серьезная утечка в реакторе привела к отказу системы охлаждения, что вызвало опасное повышение температуры в активной зоне ядра. Помимо этой потенциальной катастрофы была сломана система дальней радиосвязи, поэтому не было возможности связаться с Москвой, чтобы сообщить о положении моряков.
К-19 действовала возле одной из баз НАТО в Атлантическом океане. Главной заботой капитана было предотвратить Третью мировую войну, которая неминуема началась бы, если бы взорвались оба реактора лодки в непосредственной близости от базы потенциального противника. Взрыв по мощности превзошёл бы Хиросиму и Нагасаки вместе взятые.
Реактор был заглушён, но продолжал нагреваться до температуры 800 градусов по Цельсию. Он грозил взрывом, и его нужно было срочно охладить. Капитан Затеев приказал инженерной команде прямо в реакторном отсеке соорудить импровизированную систему охлаждения, перерезав один из клапанов на реакторе и подключив его к водоснабжающей трубе.
Моряки знали об опасности радиации, но выполняли приказ, хотя на борту не было средств защиты. В итоге высокий уровень радиации сказался. После успешного ремонта все люди, входившие в состав инженерной команды, заболели острой лучевой болезнью. Они были госпитализированы, но все скончались в течение месяца.
Радиоактивный пар, содержащий продукты деления, выделяющиеся при открытии герметичного реакторного отсека, втягивался в систему вентиляции корабля, загрязняя всю подводную лодку. Все на борту подвергались риску радиационного отравления.
Из-за этой аварии капитан Затеев был вынужден прервать поход и направился на юг в надежде встретить другую советскую подводную лодку, которая должна была находиться в этом секторе.
Американский эсминец также принял сигнал бедствия от К-19 и засёк её местоположение. Американцы предложили свою помощь, но Затеев отказался, так как боялся, что его сочтут предателем – а это хуже смерти для советского офицера. Он не мог позволить американцам завладеть первой советской атомной подводной лодкой, но его команда была на взводе. Назревал мятеж, время шло, а Затеев терял возможность выбора.
К счастью, на горизонте показалась советская дизельная подлодка С-270. Несмотря на приказ оставаться на борту К-19 и ждать, пока их не отбуксируют на базу, капитан, чтобы не подвергать моряков риску дальнейшего облучения, эвакуировал экипаж подводной лодки на С-270.
15 членов экипажа погибли в течение следующих двух лет. К-19 вернулась в строй через несколько месяцев после аварии, но невезение преследовало лодку до вывода из эксплуатации в 1990 году.
Подводная лодка попала в аварию в ноябре 1969 года, когда американская подводная лодка «Гато» в Баренцевом море получила серьезные повреждения. Пожар, произошедший несколько лет спустя, унес жизни еще 30 моряков на борту К-19. Из-за своей несчастливой репутации подводная лодка получила прозвище «Хиросима».
- Изображения из открытого доступа. Текст распространяется по лицензии CC Attribution (CC BY). Кому надо, пользуйтесь на здоровье!
- Не забудьте подписаться на «Аква-Космос» теперь и в Telegram . Там мы иногда пишем и даем картинки того, о чём нельзя писать и чего нельзя показывать здесь, на Дзене.