Службу часового Контрольно-Пропускного Пункта у меня язык не повернулся бы назвать тяжёлой.
Во всяком случае - там, где я служил.
Сидишь в тепле. Часов после восьми вечера хождения почти прекращаются. Редко ДПНК-дежурный помощник начальника колонии - пройдёт туда - сюда и-тишина.
Колония была маленькая,1000 человек списочного состава, режим-строгий. Сидельцы были, в основном, - люди серьёзные. Как они сами говорили "не кипешные". Тихо было.
Кругом природа, тайга. Воздух чистый и свежий. Красота! Курорт, едрень-та, а не служба!
По причине небольшого размера зоны, транспорт заходил туда редко. Около трёх машин в день. По этой причине отдельной досмотровой группы не было, транспорт досматривали четверо -ПНК, ПНК/СРС, караульный второго поста свободной смены и собака.
Иногда, конечно, бывало, что машин под 20 в день заходило-но это уж было из ряда вон входящее событие!
Утром развод на работы-промзона прямо через дорогу. Вечером, соответственно, съём.
Сейчас мне прилетит в комментариях, что так не бывает, так не положено и пр.
Да, не положено, но-было.
Не все в жизни делается по Ус
таву и инструкциям.
Дело в следующем..
Капитан внутренней службы Пичугин был зам по РОР( режимно-оперативная работа) и одновременно заступал время от времени ДПНК.
Когда утром он приезжал на объект и проходил через КПП, он делал в воздухе движение, как будто расписывается, и говорил :"Пусть там все нормально будет!".
Хорошо, кивал часовой и... расписывался за капитана Пичугина.
Подпись у него была несложной, мы справлялись.
Не помню уже,, как назывался документ, разрешающий выход бесконвойным за зону, но он подавался на КПП каждый день. И в нём должны были расписаться командир роты и ДПНК. И сам часовой. Вот сколько в нём фамилий было - напротив каждой и должны были стоять подписи этих трёх человек. И вот напротив каждой фамилии мы и ставили подпись капитана Пичугина.
К тому моменту, как я начал исполнять обязанности часового КПП, это уже была отработанная и устоявшаяся процедура.
Такое вот доверие..
В один из караулов, ближе к полудню, из зоны заходит Пичугин и говорит примерно следующее :"Слушай, на промку надо троих человек довести. Только вот срочно, план горит!".
Так я не против-доводите.
"Так на КПП промзоны говорят, что они сейчас оцепление выставить не могут. Смена на периметре, начальник отдыхает. "
Тут дело вот в чем.
Как я выше написал - промышленная зона через дорогу. Её охраняет другая рота, пятая. Там здоровенная территория и туда заступает сразу четыре караула. В зоне 4 КПП. Вот на каждый КПП-караул. Их первый КПП прямо напротив нашего. Там ворота, и когда проходит развод или съем, эти ворота открываются, мы открываем свой шлюз, и з/к по бригадно просто переходят дорогу и попадают из зоны в зону.
Караул пятой роты выставляет оцепление, образуя коридор, по которому и движутся бригады.
Так вот, я должен был согласовать с Первым КПП промзоны саму возможность довести на работы этих троих , потом пригласить своего ПНК, дождаться, пока встанет оцепление. И только потом дать им зелёный свет...
Я ничего этого не сделал.
Это же был капитан Пичугин.
Более того, так уже делалось не раз, и не два.. и далеко не одним мной.
И до нас, и, я уверен, после нашего дембеля.
В таких случаях капитан не перекладывал на часовых ответственность, расписывался сам.
Я забрал у него ведомость и открыл двери. Таможня даёт добро, ага..
Через 10 минут ко мне на КПП заходит собственной персоной начальник штаба нашего батальона капитан Головня.
Ооо, начальник штаба. Это был офицер, которого побаивался, по моему, и сам комбат. Когда то он сам был майором и сам командовал батальоном. Каким то образцовым.
За что уж его разжаловали и понизили, мы не знали - не солдатского ума дело, вот!
Он был чуть выше среднего роста. У него была квадратная лысая голова и кривые, как у старого ковбоя, ноги. Так же у него в руке почти всегда был кусок толстого кабеля, а в лучшем случае - резиновая дубинка.
И если ему что то не нравилось, он размахивался и... короче, мы старались ему на глаза не попадаться. Ему много чего могло не понравится!
Мы думали, а не поэтому ли его батальон и был образцовым?
А с другой стороны, не за то ли его и разжаловали?
И вот он заходит(и я с ужасом вижу- у него в руке дубина!) и спрашивает.. таким тихим и невинным голосом:
- А скажи мне, часовой, а что это за люди проследовали сейчас на промзону?
Я начинаю объяснять, что, вот, капитан Пичугин, что трёх человек срочно, что...
ХЕ-ЕРАК он мне дубиной...
- А кто такой, говорит, капитан Пичугин?!
- Так ДПНК!
ХЕ-ЕРАК! ХЕ-ЕРАК!
- Кто, я тебя спрашиваю, ТАКОЙ капитан Пичугин???!!!
-Виноват-говорю.
-Точно - он мне-виноват! А виноватых-бьют!
И ещё пару раз дубиновой резинкой меня охерачил.
И- по делу.
Часовой подчиняется исключительно начальнику караула.
Вообще, Головня накануне дежурил по батальону и по всем раскладам у него в тот день должен быть - выходной.
Какого ж, я думаю, тебя сюда занесло?! Спал бы себе, погулял бы, в гости б сходил... службист херов!
Да если б я только мог помыслить, что ты где то поблизости от караула ошиваешься, я б послал этого Пичугина за Уральский Хребет, который воооон за сопками виднеется..
И ведь все в батальон знали, что Головня и Пичугин- наипервейшие дружбаны, чуть ли не с одного хутора.
Снял он меня с караула, меня и ещё одного деятеля-сон на посту..
А капитан Пичугин мужиком оказался.
Позже, проходя через КПП и сказав привычное:"Черкани там", вдруг спрашивает:-Сильно бил то?
Т. е. других вариантов НАКАЗАНИЙ, в применении к НШ, даже не рассматривалось.
-Да нет-говорю-нормально.
- Ну ты, слышь, зла не держи.
И протягивает ЦЕЛУЮ, без одной, пачку сигарет. А это, если кто помнит, в начале девяностых - и драгоценность, и валюта, и просто самая вожделенная вещь!
После этого случая я в полной мере осознал, что пропускной режим лучше не нарушать, хоть бы и просил тебя об этом капитан Пичугин.
Кто ТАКОЙ капитан Пичугин?!
Да НИКТО!!!!