В октябре 2017 года исполнилось 100 лет со дня участия кораблей Балтийского флота в Моонзундском сражении.
В связи с этим редакция сборника предлагает вниманию своих читателей рапорты командиров крейсеров «Адмирал Макаров» и «Баян» капитанов 1 ранга А. Н. Сполатбога и С. Н. Тимирев, чьи корабли оказались несколько обделенными вниманием исследователей на фоне боя линкора «Слава» с германскими дредноутами или событий на Кассарском плесе.
При подготовке к публикации текст подвергнут незначительной археографической обработке, приведен к нормам современной пунктуации, единообразию различных сокращений и снабжен необходимыми комментариями.
Донесение командира крейсера «Адмирал Макаров» капитана 1 ранга А. Н. Сполатбога начальнику 1-й бригады крейсеров контр-адмиралу
В. К. Пилкину об участии в обороне Моонзунда 1 – 6 октября 1917 года
1-го октября, согласно радио командующего флотом начальнику 1-й бригады крейсеров, полученной в 12 часов 39 минут: «Крейсеру с группою сторожевых миноносцев идти Куйваст», — 1-й бригады крейсеров
в 13 часов 00 минут поднял сигнал: «"Адмирал Макаров", дежурной группе миноносцев приготовиться сняться с якоря».
В 13 часов 50 минут снялись с якоря и, конвоируемые миноносцами «Сторожевой», «Лихой» и «Дельный», пошли 19-ти узловым ходом
в Моонзунд. Отправление крейсера в Моонзунд было встречено командой с энтузиазмом. При выходе дали радио начальнику Водного района Моонзунда и начальнику Службы связи о предполагаемом времени подхода и просьбу об распоряжении для прохода каналом.
В 18 часов 25 минут встретились с миноносцами на якоре у Харилайда,
т.к. для проводки каналом никто не был выслан. Идти же в темноте самостоятельно не решился, боясь закупорить канал. При постановке
на якорь миноносец «Дельный» взорвал плавающую вблизи нашу мину заграждения.
Предполагая все же, ввиду развертывающихся событий, что крейсер может понадобиться для боевых операций в Рижском заливе на рассвете, послал в 19 часов 30 минут радио начальнику Морских сил Рижского залива: «Прошу сообщить, идти ли каналом ночью, или ждать рассвета», — не получив ответа остался до утра на якоре.
Узнав из полученных за день радио о том, что неприятельские миноносцы прорвались на Кассарский плес и, предполагая возможность их прорыва дальше на плес у Рогокюля, послал радио вернувшемуся с Кассарского плеса начальнику 11-го дивизиона миноносцев: «Прошу сообщить,
есть ли неприятельские миноносцы в Моонзунде».
В 21 час 18 минут получил ответ от начальника 11-го див[изиона] миноносцев: «В 19 часов не было. Запросите начальника Минной обороны».
21 час 59 минут получил радио от начальника Минной дивизии: «Фарватер у Рауенского буя охраняется нашими судами».
С наступлением темноты крейсер приготовился к отражению минной атаки. Были выведены дежурные плутонги, офицеры и команда спали,
не раздеваясь. Миноносцы поставил между крейсером и берегом, чтобы они не мешали в случае стрельбы.
2-го октября в 3 часа 15 минут послал вторую радио начальнику Охраны водных районов Моонзунда с просьбой с рассветом выслать буксир для проводки каналом. Лоцмейстерский пароход подошел к 8 часам.
В 8 часов 20 минут снялись с якоря и с миноносцами пошли 8-ми узловым ходом каналом на Зюйд, в сопровождении лоцманского буксира,
на случай, если понадобится оказать помощь. Каналом проходил вторично, потому затруднений никаких не встречалось.
11 часов 35 минут встали на якорь на рейде Куйваст рядом с крейсером «Баян». Отпустил миноносцы в распоряжение начальника Морских сил Рижского залива. Явился [к] начальнику Морских сил Рижского залива [вице-] адмиралу Бахиреву, державшему флаг на эск[адренном] мин[оносце] «Новик». От адмирала получил подробные сведения об создавшемся положении и о существующей обстановке, а также указание, что в случае выхода в бой в Рижский залив адмирал поднимет у меня свой флаг.
В это время пришла от начальника дивизиона, охранявшего Кассарский плес, радио о движении неприятельских миноносцев на Норд. Вследствие неясной радио явилось предположение, что они прорвались на плес
у Рогокюля; вследствие этого получил срочное приказание адмирала идти обратно на плес для защиты Рогокюля в случае прорыва немецких миноносцев.
16 часов 15 минут — снялся с якоря и пошел самостоятельно на Норд каналом. 16 часов 20 минут — подошёл миноносец «Лихой», присланный
в моё распоряжение.
16 часов 50 минут, проходя мимо Шильдау, увидели неприятельский гидроаэроплан. Открыли по аппарату огонь из аэропушек. Аппарат скрылся в направлении Кассарского плеса. 16 часов 50 минут — заметили второй гидроаэроплан, с Оста производивший разведку. Открыли огонь
и отогнали аппарат.
При проходе каналом с марса были видны на Кассарском плесе
12 больших неприятельских трехтрубных миноносцев типа «Новик», идущих группами в кильватер, курсом на Зюйд.
16 часов 50 минут — получил радио от начальника Морских сил Рижского залива: «Идти по назначению; между Куморой и Рогокюль наши мелкие силы». Каналом на этот раз шли скоростью до 10 узлов. Ввиду наступившей темноты перестали видеть вехи канала. Открыли прожектор и в 19 часов 45 минут стали на якорь на 132° от Харилайда в трех милях
на глубине 5-ти сажен (9,15 м. — Ред.).
На ночь вывели дежурные плутонги. Приготовились к отражению минной атаки. Офицеры и команда спали, не раздеваясь, — как, впрочем, и во все время операций. Миноносец «Лихой» поставил на Ост в 3-х кабельтовых для освещения неприятельских миноносцев в случае их прорыва. Во всё время операции держал команду в курсе происходящего. Команда была крайне взволнована полученными сведениями о предстоящей сдаче
и разрушении Церельской батареи «Гражданином».
По просьбе судового комитета в 23 часа 15 минут была послана начальнику Морских сил Рижского залива и «Гражданину» радио: «Просим попытаться восстановить боеспособность батареи № 43.
Если нужно, добавим людей; надеемся, другие корабли поддержат». Желающих на батарею идти было достаточно, и если бы присоединились желающие с других кораблей, то батарея могла бы быть укомплектована бодрыми людьми; но, по-видимому, было поздно, т.к. ответа не было получено.
3-го октября в 8 часов 15 минут увидели приближающийся неприятель-ский гидроаэроплан. Открыли огонь. Аэроплан улетел на Зюйд.
9 часов 05 минут увидели второй неприятельский аэроплан на большой высоте. Огня не открывали. Имея половинный запас угля, решил воспользоваться свободным временем и принять уголь со стоящего
на внешнем Рогокюльском рейде транспорта «Иже», за которым послал миноносец.
В 11 часов 30 минут транспорт подошел к борту, и начали погрузку угля,
о чем послал начальнику Морских сил Рижского залива радио. Прогрузив уголь не более часа, получил одну за другой две радио от начальника Морских сил Рижского залива с приказанием идти на позицию в широту 58° 49' 30" и долготу 23° 14' 24" по карте № 1758 и с указанием, что моё назначение — поддерживать наши миноносцы на Кассарском плесе.
В это время проходил мимо, направляясь в Куйваст, крейсер «Диана». Желая ещё немного погрузить угля и вместе с тем чтобы приказания адмирала не остались не исполненным, попросил командира «Дианы»
по семафору стать на позицию, согласно радио № 1200, до тех пор, пока его не сменю.
Получив согласие, продолжал усиленно грузить уголь и в 14 часов, приняв 150 т угля, снялся с якоря и пошел на смену «Дианы», приказав транспорту следовать за нами, для того чтобы продолжать погрузку, если по обстоятельствам это окажется возможным.
В 15 часов 15 минут, идя каналом, увидел неприятельский аппарат.
Огня не открывал за дальностью; вышел из канала и пошел по лоту плесом.
15 часов 40 минут — встал на якорь на 288° от переднего знака Хейлайда
в 4-х милях, на глубине 30 фут. Видимость очень хорошая. На Кассарском плесе видел два больших неприятельских миноносца в расстоянии
120–130 кабельтовых, ходивших курсами Зюйд-Ост — Норд-Вест.
Ввиду того, что огня за дальностью нельзя было открывать, подозвал
к борту угольщика и продолжал погрузку угля. Миноносец «Лихой» поставил на Норд-Вест от крейсера в 3-х кабельтовых.
В 15 часов 46 минут получил радио начальника Минной дивизии:
«Для стрельбы иметь крен 5°».
В 16 часов 00 минут к борту подошёл миноносец «Сильный» и привёз
от начальника Минной обороны карту квадратов Кассарского плеса
и приказание приготовиться к стрельбе по квадратам, по радио, которые будут даваться с транспорта «Либава». Это касалось, главным образом, ночи, т.к. предполагалась высадка неприятельского десанта на северном берегу Моона.
В 16 часов 00 минут получил радио от наминдива: «Открыть огонь,
в квадрате № 12 находятся неприятельские миноносцы». Сведения эти были неверны, т.к. плес был прекрасно виден и миноносца в пределе досягаемости орудий не видели. Огня не открывали. В 16 часов 20 минут получили от наминдива радио: «Прекратить огонь».
В 16 часов 30 минут завели шпринг. Встали левым бортом к Кассарскому плесу. Дали крен на правый борт, что увеличило дальность 8" башен по таблицам на 104 кабельтова. Отпустили транспорт «Иже» в Рогокюль.
В 16 часов 45 минут дали радио наминдиву: «Стою на позиции. Неприятельские миноносцы ближе 120 кабельтов не подходят».
В 18 часов 05 минут два неприятельских миноносца на Кассарском плесе подошли по дальномеру ближе, чем на 105 каб.
Дали два залпа из 8" башен. Снаряды дали недолеты. Миноносцы быстро отошли. В 18 часов 40 минут неприятельские миноносцы скрылись
в темноте на Зюйд-Вест.
В 19 часов 05 минут на румбе 171° были видны вспышки орудийных выстрелов. В 20 часов 45 минут на румбе 171° прекратилась. На ночь приготовились к стрельбе по квадратам и к отражению минной атаки
в направлении от Румморского буя. Ввиду возможной атаки неприя-тельских катеров со стороны островов, отделяющих плес от Кассарского плеса, охрану с этой стороны возложил на миноносец «Лихой».
4-го октября с рассветом на Кассарском плесе вновь открылись неприя-тельские миноносцы, не подходившие сначала ближе 120 кабелт.
Но в 8 часов 25 минут два больших трехтрубных миноносца подошли
по дальномеру на 100–105 кабелт. Выждав и не заметив больше сближения, дали залп из 8" башен — но опять с недолетом; миноносцы сразу дали большой ход и скрылись.
Неприятельские миноносцы затем все время держались, не подходя
на дальность нашего огня, временами уходя, иногда скрываясь во мгле.
В 8 часов 45 минут и в 9 часов 10 минут открывали огонь и отгоняли неприятельские аппараты.
Около 12 часов 30 минут наблюдали, как крейсер «Баян», линейные корабли «Гражданин» и «Слава», стоявшие на рейде Куйваст, снялись
с якоря, пошли на Зюйд и вступили в бой. Неприятеля видно не было. Падения же неприятельских снарядов около наших кораблей было видно отчетливо. Предполагая, что могу быть вызван на помощь, приказал поднять пары в остальных котлах.
13 часов 05 минут наши корабли повернули на Норд, головным «Баян»
с дифферентом на нос, «Гражданин» и концевым «Слава» с креном.
Все вспомогательные суда и миноносцы с рейда Куйваст тоже пошли
на Норд.
В 13 часов 57 минут. На «Славе» виден пожар и взрыв [в] кормовой части. Затем до 17 часов на ней [были] видны ещё три или четыре взрыва.
В 15 часов 00 минут по каналу мимо крейсера прошел «Баян» под вице-адмиральским флагом, а в 16 часов 05 минут — «Гражданин»; оба стали
на якорь у Харилайда.
В 16 часов 15 минут на Моонском створе «Храбрый» и «Хивинец» открыли огонь по миноносцам на Кассарском плесе. С крейсера же миноносцы не были видны.
17 часов 10 минут — дали два залпа по открывшимся неприятельским миноносцам на Кассарском плесе. Снаряды дали большой недолет, миноносцы отошли.
13 часов 30 минут — наши канонерки и миноносцы отошли от Моонского створа и встали на якорь у Куморского буя, причем вблизи крейсера расположились «Новики».
На ночь на «Славе» и затонувших в канале двух пароходах были видны пожары. На «Славе», кроме того, были видны взрывы...
© Подготовка к публикации Л. А. Кузнецов
Фрагмент статьи из сборника "Гангут" №101/2017
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut