Порой, мои читатели, поговорка «Не буди лихо, пока оно тихо», срабатывает настолько эффектно, что просто диву даешься. Екатерина Алексеевна Фурцева наверняка бы подтвердила, если бы у нее была такая возможность.
Так получилось, что находясь в командировке у «наших партнеров», Фурцева выдала одну из фраз, которые остаются в веках:
«В Советском Союзе, в отличие от Запада — музеи не грабят»
И словно сглазила. Потому что когда она вернулась, в Пушкинском музее проводилась выставка западноевропейской живописи, на которой в числе прочих картин демонстрировали две работы голландского художника Франса Хальса: «Святой Лука» и «Святой Матфей».
Так вот 9 марта 1965 года, во вторник, в Пушкинском музее был санитарный день. Утром же, когда работники пришли в музей, то оказалось, что картины нет. Причем рядом с ней экспонировались более дорогие работы других художников. Но пропала только одна картина, которую грубо вырезали из рамы. Наивные времена, никакой сигнализации, старый добрый СССР. Впрочем, в Третьяковке, как вы, возможно, помните, не так давно спокойно украли Куинджи, а это было уже в наши, совсем не такие наивные времена и сигнализация с защитой теперь не то, что в 1965 году.
Справедливости ради, надо отметить, что когда Фурцева сделала свое заявление, она нисколечко не кривила душей. В том же Пушкинском музее до кражи 1965 года подобных историй не случалось с 30-х годов. Впрочем, это не отменяет того, что министр культуры СССР из-за такого «блестящего совпадения» оказалась в очень сложной ситуации, говорят, что речь шла чуть ли не о снятии Фурцевой с должности.
Настолько серьезное дело, конечно, попало на контроль в Прокуратуру СССР, а главному следователю по делу пришлось докладывать о его ходе ежедневно. Но несколько месяцев не было никаких результатов, пока вор не спалился сам.
Им оказался один из работников музея, работавший в нем столяром-мебельщиком и параллельно учившийся на вечернем отделении в ВУЗе. На Арбате он подошел к хорошо, «по-западному» одетому мужчине, приняв его за «богатого иностранца» и предложил тому «всего за 100 тысяч рублей» картину «уровня Рембрандта». Сумма по тем временам была весьма приличной, средняя зарплата в СССР на 1965 год составляла 94 рубля.
Вот только «иностранец» был а)советским дипломатом, б)как и многие дипломаты того времени, сотрудником КГБ. И так как в «органы» тогда, кого попало не набирали, он быстро сориентировался в том, насколько ценное предложение ему сделали. Ну а дальше оперативники разработали комбинацию с участием «иностранца», результатом которой стало возвращение полотна в музей и арест вора.
Позднее, в 1970 году, по мотивам этой реальной истории сняли неплохой советский детектив «Возвращение Святого Луки». Только в фильме кражу картины затевает целая преступная группа, в которой исполнитель затевает свою игру, отдельную от организатора. И только сообразительность полковника Зорина позволяет вернуть картину. Хорошее в целом кино, пожалуй, даже закрученнее реальной истории, которая была достаточно приземленной и простой.
-----------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во " ВКонтакте " на YouTube , в Инстаграм