Найти в Дзене

Взгляды по поводу халифата одного из имамов Ахли Бейт - Имама Ризы

Взгляды по поводу халифата одного из имамов Ахли Бейт - Имама Ризы
Взгляды по поводу халифата одного из имамов Ахли Бейт - Имама Ризы

Аль-Кулайни пишет на 347 странице первого тома своего труда «Усуль аль-Кафи»:

«… Абд аль-Азиз б. Муслим передает: мы были вместе с Имамом Ризой в городе Мерв. В пятницу мы собрались в мечети. С того самого момента, как мы вошли в мечеть, все присутствовавшие там начали обсуждать вопросы, связанные с имаматом. Они говорили о том, что люди впали в большие разногласия в этом вопросе. Я пошел к моему господину Али б. Мусе (Имаму Ризе) и сообщил ему о том, что люди принялись обсуждать эту тему. Он слегка улыбнулся и сказал:

«О Абд аль-Азиз б. Муслим! Люди не ведают, будучи обманутыми и отклонившись от истинных взглядов. Аллах не призал к себе душу Посланника Аллаха, не завершив своей религии. Он ниспослал ему Коран, в котором имеется разъяснения всех вещей. В Коране Он дал безупречные разъяснения дозволенному (халяль), запретному (харам), шариатским наказаниям (худуд аш-шар’ийа), предписаниям (ахкам) и всякой вещи, в которой человек ощущает потребность. К тому же, в одном аяте Он повелел: « Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (сура «аль-Маида», аят 3).

Вопрос имамата связан с завершением религии. Наш Господин Пророк перед тем, как покинуть этот мир, разъяснил своей умме главные признаки своей религии, указал все пути, оставив их на верном пути. Он определил Али в качестве символа и имама для них. Он не оставил без разъяснения ни одну вещь, в которой умма ощущала потребность. Кто станет утверждать, что Книга Аллаха не была завершена, тот, несомненно, отрицает Книгу Аллаха, а тот, кто отрицает Книгу Аллаха, становится перед Всевышним неверным.

Знают ли они то значение и место, которыми обладает имамат с точки зрения уммы? Неужели было позволительно предоставить им свободу в этом вопросе? Как вяжется предоставление людям свободы в этом вопросе с тем значением и местом, о которых я сказал? Имамат обладает высоким положением, великим значением, возвышенным местом, бесподобной ценностью и трудновыполнимой миссией. Поэтому люди не смогут дойти до него своим умом. Не смогут охватить его своими взорами. Не смогут назначить себе имама по своему усмотрению. Аллах (Велик Он и Славен!) после таких степеней, как пророчество (наби и расуль) и положение друга (халиль) Аллаха, подарил Ибрахиму (АС) в качестве третей степени и достоинства имамат. Аллах оказал Ибрахиму (АС) честь, наделив его этой степенью, возвысил его имя и сохранил живой память о нем. Он сказал следующее: «Я сделаю тебя предводителем (имамом) людей» (сура «аль-Бакара», аят 124).

Обрадовавшись оказанной ему чести, Ибрахим (АС), Друг Аллаха, сказал: «И из моего потомства». Тогда Аллах сказал: «Мой завет не коснется нечестивцев».

Этот аят сделал недействительным имамат всех нечестивцев вплоть до Судного дня.

Он сделал его предназначенным исключительно для избранных людей, назначенных самим Аллахом.

Затем, даровав имамат избранным и чистым предводителям из рода Ибрахима (АС), оказал ему милость и сказал: «Мы даровали ему Исхака (Исаака), а вдобавок – Йакуба (Иакова), и сделали их всех праведниками. Мы сделали их вождями (имамами), которые по Нашему велению указывали на прямой путь. Мы внушили им вершить добрые дела, совершать намаз и выплачивать закят, и они поклонялись Нам» (сура «Аль-Анбийа», аят 72-73).

После этого имамат нашел продолжение в роде Ибрахима (АС), переходя по наследсту от отца к сыну. В любую эпоху всегда имелся имам. Пока Аллах не передал это наследство нашему Пророку. Он сказал по этому поводу: «Воистину, самыми близкими к Ибрахиму (Аврааму) людьми являются те, которые последовали за ним, а также этот Пророк (Мухаммад) и верующие. Аллах же является Покровителем верующих» (сура «Ал-и Имран», аят 68).

Таким образом, обязанность имама перешла к нашему Пророку. А после него, по велению Аллаха, определенной и обязательной для него властью имама был облачен Али. Точно также, после него эта обязанность была возложена на его избранных потомков, которых Аллах наделил верой и знанием. В этом аяте указывается на них: «А те, кому дарованы знание и вера, скажут: «В соответствии с предписанием Аллаха вы пробыли там до Дня воскресения. Это и есть День воскресения, но вы не знали этого» (сура «ар-Рум», аят 56).

Следовательно имамат до Судного дня останется обязанностью, принадлежащей исключительно потомству Али. Потому что после Мухаммада (САВ) больше не будет пророков. В таком случае, как те невежды могут выбирать имама? Имамат – это обязанность, возложенная на пророков и оставленная в наследство их преемникам. Разве имама могут назначить эти невежды? Имамат – это наместничество (халифат) Аллаха и Его Посланника. Это степень Повелителя Правоверных, наследство Хасана и Хусейна.

Имамат – это поводья уммы, предводительство над религией, порядок среди мусульман, спокойствие в мирской жизни и честь для правоверных. Имамат – это воздвигнутый фундамент Ислама и его прекрасное тело. Совершение молитвы (салят), выплата закята, соблюдение постов, совершение хаджа, осуществление джихада, увеличение военной добычи (ганимат), сбор милостыни (саадака), исполнение шариатских наказаний (худуд) и других предписаний (ахкам) – все это возможно благодаря имаму. Имам дозволяет то, что дозволено Аллахом, и запрещает то, что Им запрещено. Он приводит и исполняет установленные Аллахом границы. Защищает религию Аллаха. Призывает людей к религии Господа мудростью, добрым назиданием и твердыми доводами.

Имам освещает своим светом весь мир, подобно солнцу, восходящему на горизонте. Он достигает недостижимых горизонтов, до которых не могут дотянуться руки, не могут постигнуть взоры. Имам – это сверкающая полная луна. Это сияющая лучина, источающий свечение луч; проводник, указывающий дорогу в кромешной тьме, ведущий по запутанным улочкам города, в глубине пустыни и морской пучине, спасающий от гибели. Имам – это маяк, установленный на возвышенном месте, чтобы сбившиеся с пути могли найти верную дорогу. Он – тепло для тех, кто страдает от леденящего холода. Он надежный проводник во время опасных переправ. Отделившийся от него, несомненно, погибнет. Имам – это облако, проливающее дождь. Это моросящий дождик. Это согревающее солнце. Он подобен небу вместо потолка и земле вместо пола. Это острый глаз, это сад, в котором перемешались друг с другом ветви и листья, это цветник. Имам – это добрый друг и товарищ, заботливый отец, единоутробный брат, любящая своих детей мать, это прибежище рабов Аллаха, когда беды настигают их со всех сторон.

Имам – это верный представитель Аллаха среди Его творений. Это довод Аллаха, отправленный Им своим рабам. Он – Его наместник на земле. Он – призывающий у Аллаху. Он защитник установленных Аллахом запретов. Имам очищает людей от грехов и избавляет их от прегрешений. Мягкость в сочетании со знанием – это его характерная особенность. Он – порядок религии, честь мусульман. Он обращает на себя ненависть лицемеров. Он – причина гибели неверных. Имам – единственный человек эпохи. Никто не сможет достичь его степени. Никакой ученый не сможет мериться с ним силой. Не станет его альтернативой. Не станет подобным и равным ему. Он характеризуется таким качеством, как добродетель. Он собрал в себе все добродетели. Но он не приобрел их своим трудом или по собственному желанию. Напротив, эти качества даны ему Аллахом Дарующим, который наделил его этими добродетелями. Кто в таком случае мог распознать и выбрать Имама? Но увы! Увы! Как жаль, что умы сбились с пути, мысли перепутались, рассудки впали в смятение, глаза были ослеплены, великие люди были принижены, обладатели мудрости потеряли голову, мыслители оказались бессильны, проповедники растерялись и замолчали. Обладатели разума впали в невежество, поэты стали косноязычными, сочинители оказались в безнадежном положении, мастера слова не знали, о чем им говорить… Они не смогли описать хотя бы одну его особенность, охарактеризовать хотя бы одно его достоинство. Они признались в своем бессилии и неспособности.

…В таком случае, возможно ли его описать во всей его полноте или охарактеризовать во всей его глубине, или же понять хотя бы одну его отличительную черту, тем более возможно ли, чтобы нашелся тот, кто смог бы занять его место и не оставить в нем никакой необходимости? Как такой найдется и откуда? Разве можно определить его путем выборов, когда он подобен недостижимой звезде для тех, кто хочет поймать его своими руками? Разве могут умы найти такого, как он? Или вы считаете, что подобного можно найти в другом месте, а не только в числе Обитателей Дома Мухаммада (САВ)? Клянусь Аллахом, что их души говорят им неправду, увлекая их пустыми и безосновательными желаниями.Они вышли на труднопроходимый и скользкий склон. А потому скатились с него вниз головой. Они пожелали избрать себе имама с помощью своих растерянных и заблудших умов, испорченных и неправильных взглядов. Но эта инициатива не годилась ни для чего, кроме (еще большего) отдаления от (настоящего) имама.

« Да погубит их Аллах! До чего же они отвращены от истины!» (сура «ат-Тауба», аят 30).

Клянусь, они взялись за то дело, с которым они не могли справиться, они совершили клевету, а потому впали в величайшее заблуждение. Они попали в водоворот смятения, так как сознательно отреклись от своего имама.

«Шайтан представил им их деяния в выгодном свете и сбил их с пути, хотя они видели (т.е. они осознавали это)» (сура «аль-Анкабут», аят 38).

Они отказались от выбора Аллаха, Его Посланника и его Ахль аль-Бейта. Они обратились к собственному выбору. В таком случае Коран говорит им: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (сура «аль-Ахзаб», аят 36).

В другом месте Аллах говорит: «Что с вами? Как вы судите? Или у вас есть Писание, из которого вы узнали, что там у вас будет все, что вы выберете? Или у вас есть Наши клятвы, которые сохранятся до Дня воскресения, о том, что у вас будет все, что вы присудите? Спроси их, кто из них поручается за это? Или у них есть сотоварищи? Пусть же они приведут своих сотоварищей, если они говорят правду!» (сура «аль-Калам», аят 36-41).

В другом аяте говорится: «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?» (сура «Мухаммад», аят 24).

Ведь иначе «Их сердца запечатаны, и они не понимают истины» (сура «ат-Тауба», аят 87).

Или же «Не уподобляйтесь тем, которые говорят: «Мы слышали», – а сами не слушают» (сура «аль-Анфаль», аят 21).

«Если бы Аллах знал, что в них есть добро, Он непременно наделил бы их слухом. Но даже если бы Он наделил их слухом, они все равно бы отвернулись с отвращением» (сура «аль-Анфаль», аят 23).

«Они сказали: «Слушаем и ослушаемся…» (сура «аль-Бакара», аят 93).

В противоположность этому, имамат – это милость Аллаха.

«Такова милость Аллаха. Он дарует ее, кому пожелает. Аллах обладает великой милостью» (сура «аль-Джум ’а», аят 4).

Как же тогда им могло быть поручено избрание имама? Имам - это ученый (алим), он не может быть невеждой (джахиль). Он – лидер, и он не может быть призван к ответу теми, кто пытается занять его место. Он – источник всего святого, чистоты, поклонения, аскетизма, знания и послушания. Призыв, осуществлявшийся Посланником Аллаха, был передан именно ему, эта обязанность оставлена для него. Он происходит из чистого рода Фатимы Батуль. В его происхождении нет ни единого недостатка, на который бы мог посягнуть чей-либо язык. Никто не равен ему по своему происхождению. Вышедший из племени курейшитов, рода хашимитов, пречистого семейства Посланника Аллаха, он снискал довольство Аллаха. (О эшраф ичин бир шерефтир. Ве Абдульманаф огулларынын бир боюдур). Он обладает полным знанием и безупречной кротостью. Он – сильный вождь и умелый политик. Подчинение ему обязательно (фарз). Он вступил в свою обязанность по велению Аллаха. Он наставляет рабов Аллаха. Он – защитник религии Аллаха.

Несомненно, Аллах дарует успех своим пророкам и имамам, наделяя их из своего скрытого знания и мудрости тем, что Он не дает больше никому. Поэтому знания, которыми они обладают, превыше всех тех знаний, которыми обладают все остальные люди, живущие с ним в одно время. В нижеследующих аятах Аллах указывает на одну истину:

«Кто более достоин того, чтобы за ним следовали: тот, кто сам указывает путь к истине, или же тот, кто не может найти верного пути, пока ему не укажут на него? Что с вами? Как вы судите?» (сура «Йунус», аят 35).

«тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом» (сура «аль-Бакара», аят 269).

По поводу Талута сказано следующее:

«Аллах предпочел его вам и щедро одарил его знаниями и статью. Аллах дарует Свое царство, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий» (сура «аль-Бакара», аят 247).

В этом аяте Он говорит своему Пророку:

«Аллах ниспослал тебе Писание и мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал. Милость Аллаха к тебе велика!» (сура «ан-Ниса», аят 113).

А в другом аяте Он говорит об Обитателях Дома Пророка и имамах из их потомства:

«Или же они обладают долей власти? Будь это так, то они не дали бы людям даже выемки на финиковой косточке. Или же они завидуют тому, что Аллах даровал людям из своей милости? Мы уже одарили род Ибрахима (Авраама) Писанием и мудростью и одарили их великой властью. Среди них есть такие, которые уверовали в него (Мухаммада), и такие, которые отвернулись от него. Довольно того пламени, которое в Геенне!» (сура «ан-Ниса», аят 53-55).

Когда Аллах избирает одного своего раба, чтобы он управлял делами других рабов, он расширяет его грудь так, чтобы он мог справиться с этим делом, помещает в его сердце источники мудрости, внушает ему такое знание, благодаря которому тот не испытывает затруднения в том, чтобы ответить на любой вопрос, никогда не отклоняется от истины, и с его уст не сорвется неуместный ответ. С этой точки зрения, назначенный Аллахом для того, чтобы вести дела людей непорочен, пользуется помощью Аллаха и наделен Им успехом. А также направлен по прямому пути. Он гарантированно защищен от ошибок, погрешностей и оплошностей. Аллах предназначает его для того, чтобы он был веским доводом над Его рабами и свидетелем среди Его творений.

«Он избирает для Своей милости, кого пожелает. Аллах обладает великой милостью» (сура «Ал-и Имран», аят 74).

Так могут ли эти люди выбрать себе подобного лидера? Или же тот, кого они избрали для себя, обладает подобными качествами? И могут ли они предложить того, кто обладает подобными качествами? Они перешли за грань Истины, клянусь Домом Аллаха, они отбросили в сторону Книгу Аллаха. Они вышвырнули ее, как будто вообще ничего о ней и не знали. Между тем, в Книге Аллаха есть наставление и исцеление. Однако, отбросив Книгу Аллаха, они погнались за своими страстями. Аллах порицает таких людей, объявляет их своими врагами и уничтожает их.

«А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своим желаниям без верного руководства от Аллаха? Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (сура «аль-Касас», аят 50).

«Препирательство тех, которые оспаривают знамения Аллаха без всякого довода, явившегося к ним, весьма ненавистно Аллаху и верующим. Так Аллах накладывает печать на сердце каждого возгордившегося тирана» (сура «Аль-Мумин», аят 35).

Мир и благословение пророку Мухаммаду и его Ахль аль-Бейту!».

Хайдар Баш

Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)"

Доп. лит-ра: Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"

Доп. лит-ра: Др. Хайдар Баш "Пророк Мухаммад (сав) - свет Аллаха"