Давно не открывала своих страничек в соцсетях. Открыла. Ларка... Бывшая одноклассница. Побродила по фоткам моим, полайкала. Не написала ни слова...
Мы никогда не были подружками. Просто одноклассницы. Класс у нас дружный был, и первые годы после окончания школы мы не теряли друг друга из виду. Знали, кто куда поступил и как у кого дела.
Ларка поступила в какой-то технический вуз в тогдашний Ленинград. А когда окончила его, каким-то образом оказалась в Америке. Что да как - я не знала. Обменивались когда-никогда смс-ками - вот и все общение.
А несколько лет назад случилась у нас встреча одноклассников - аж 16 человек. Организовал ее Боря. В Америку он из нашего города уехал в конце 90-х. Друг мой бесценный... Вот уж с кем мы общались! Недели не проходило, чтобы какой-то час не нашли поболтать. Спасибо всяким скайпам...Мне было проще, а ему - нет. Он работал в какой-то крупной компьютерной компании. Новые технологии, проекты, разработки. Много чего он расказывал, только я мало чего понимала. Поняла только одно: он панически боялся потерять работу.
На той исторической встрече мы, наобнимавшись, друг друга, как водится, расспрашивали "за жизнь".
– Ларка, ну как ты там, в своей Америке? Чем занимаешься?
– Я? Тортами.
– Что-о?! Как - тортами? Печешь, что ли? Так мы все печем, кто чаще, кто реже. Про работу раскажи!
– Это и есть работа. Я украшаю торты. На заказ.
...Повисла какая-то пауза.
А чем заполняют паузы сидящие за столом люди, которые (были и такие) не виделись больше 30 лет? Правильно. Вот мы и заполнили. По полной.
Через два дня Боря и Лара улетели. И мы все пообещали друг другу, что через 5 лет встретимся вновь...
После вчерашнего Ларкиного виртуального визита я вдруг вспомнила ее "делаю торты на заказ" и похожую историю еще одной американки.
Алина. С ней мы уже не в одном классе - в одной группе в универе на инязе учились. Шло это дело у нее не блестяще. Но ее учебу мониторила мама, работавшая здесь же, только на другом факультете. А вот красавицей Алина была редкостной.
Через несколько лет после окончания учебы встретились мы с Галкой. Она в параллельной группе училась. А с Алиной они жили в соседних домах. "Ну как там Алина? Где? Что?" - "В Америке она. Замужем. " Мы еще, помню, чисто по-женски позлословили, что вот, мол, будет ей языковая практика. " Будет практика. Да другая. Она парикмахершей работает."
И вновь пауза. Когда не знаешь, что и сказать, чтоб глупость какую не ляпнуть...
Почему люди мечтают об Америке? Страна больших возможностей? Высокий уровень жизни? Удобный паспорт для поездок по всему миру? Имидж самой успешной страны? Как по мне, то это заезженные штампы, и не более того.
Все эти аргументы перечислил мне как-то один мой студентик-первокурсник с чисто русским именем Еремей. Хочу, мол, в Америку, и все тут. Возможности там большие, говорит.
Я могу его понять. Он мало что знает о жизни и еще меньше - об Америке. Кроме тех самых штампов. Иначе он бы знал, сколько в Америке штатов, и что это не монархия, а президентская республика. И не негры там, а афроамериканцы. Но - мечтает! Вот только готов ли он предложить миру новый Google или Facebook? Чтобы Америка раскрыла ему объятия? Я не знаю...
Я также не знаю и не могу понять, какого лешего понадобилось в Америке одному другу моего мужа. Совсем не юнцу-студенту. А солидному Михаилу Захаровичу. Он возглавлял какой-то учебно-курсовой комбинат. И все повара городских ресторанов. кафе и столовых, все парикмахеры мечтали отучиться на тех курсах, чтобы повысить свою квалификацию и, стало быть, гораздо больше получать за свою работу. И готовы были кормить и стричь своего благодетеля за просто так. Очень его уважали.
И случилась у будущего Майкла любовь. И ерунда, что была она на 22 года младше. И не одобрила его выбор еврейская его мама. Не помогли уговоры двух братьев, уже живущих в Америке. "Миша, таки здесь не рай. Рай там, где ты сейчас. Мы просто этого не знали."
Марш Мендельсона все-таки прозвучал, и Михаил Захарович, со слезами попрощавшись с коллегами, отбыл со своей красавицей за океан.
А там выяснилось следующее. Курсы там всякие, конечно, были. Но все места в них были заняты. И, теперь уже Майкл, понимая, что с чего-то надо начинать, пошел в таксисты. Обвинив своего мужа в хрустальности мечт, красавица тут же его бросила. Выяснилось, что ей нужна была только часть американской мечты - собственно Америка.
Я никогда не хотела туда попасть. Ни жить там, ни просто побывать. Хотя друг мой Боря не уставал приглашать. "Только не приезжайте на неделю. На месяц приезжайте. Я покажу вам всю Калифорнию..."
Бори больше нет. Уже три года как. Сказались бесконечные стрессы и боязнь потерять работу. Вот и образовалась проклятая опухоль в головном мозге, сгубившая его за какие-то несколько месяцев.
Зачем мне Калифорния и вообще Америка - зачем. если там уже нет моего друга?
Я не хочу повторять эти набившие оскомину штампы насчет великих возможностей. Я также не буду патриотично говорить "где родился - там и сгодился." Не очень-то мы тут порой и сгождаемся.
И от меня бесконечно далека американская мечта, которая и вправду хрустальная. Хрусталь - это красиво. Но если разобьется, даже крошечный осколок может глубоко поранить.