Дебютный альбом британской рок-группы Uriah Heep «Very' Eavy… Very' Umble», вышедший летом 1970 года, не является произведением этой группы. За исключением мощного боевика «Gypsy», все песни скорее нужно отнести к творчеству поп-группы «Spice», которая явилась прообразом UH и только искала нужное направление, перепробовав все музыкальные формы вплоть до фанка, джаза и симфонии
Дебютный альбом Uriah Heep «Very' Eavy… Very' Umble» («Очень мощно… Очень робко»), вышедший в далеком 1970-м, мне довелось услышать еще в таком же далеком 1976-м, когда я только-только начал увлекаться рок-музыкой. И когда я услышал песнь этой группы «Gypsy», я еще вообще не имел представления о том, что есть такая банда, как Uriah Heep. Просто этот альбом был записан на обратной стороне взятой у кого-то на время магнитофонной катушки с «Deep Purple in Rock», с которого и началось мое знакомство с рок-музыкой, но на коробке название UH не было указано.
В общем, меня поразила жесткость «Цыганки» от неизвестной группы, но не понравилось слишком уж затянувшееся (на тогдашний мой взгляд) соло на органе. Вторая композиция – «Walking in Your Shadow», показалась уже пресной (из-за некоторых моментов), несмотря на то, что была такая же громкая. А все остальные песни с альбома сразу вообще не впечатлили – никакого сравнения с убойным «Ин Роком». Возможно, мне тогда очень нравились песни с мощным и виртуозным органом, а на первом «Хипе» они, кроме «Джипси», практически отсутствовали.
В общем, не впечатлил меня «Very' Eavy… Very' Umble», хотя коронную вещь я все же отметил для себя. Она вполне могла тягаться со «Speed King» или «Hard Lovin' Man» по громкости и напору, хотя была более прямолинейная и без особых наворотов.
Чуть позже мне попал в руки американский диск (без «Lucy Blues», но с другим вариантом «Bird of Prey»), правда, без конверта, и мне удалось, наконец, переслушать дебютный UH на хорошей аппаратуре. К тому времени я уже послушал все «Хипы» вплоть до «Пистолета» (последний с Байроном), поэтому мог сравнивать более объективно. Естественно, моя оценка была такая: «Very' Eavy… Very' Umble», за исключением «Джипси» - это не Uriah Heep , а какая-то совершенно иная группа. Правда, к остальным песням я уже относился не так критически, и почти все они мне понравились. Хотя, повторяю – не как UH, а каждая по-своему.
Насколько я был близок к правде тогда, я понял только в 90-х, когда услышал записи британской группы Spice, которая была прообразом UH, и в которой играли Бокс, Байрон и басист Пол Ньютон. Музыка этой группы ничем не напоминала UH, даже уникальным вокалом блистательного Байрона. Ясно, что дебютник UH был сделан по лекалам Spice, и если бы не упорная работа Кена Хенсли на клавишах и в аранжировках, то UH так и остался бы пресными «Спайсами» со всеми вытекающими из этого последствиями.
Тут настала пора рассмотреть каждый трек альбома по раздельности, чтобы не повторяться.
Сторона 1:
1). Gypsy (6:37). Очень мощный риффинг, пожалуй, на 1970-й год в рок-музыке это новаторская идея, даже набравшиеся к тому времени запредельной тяжести «Лед Зеппелины» до таких жестко-прямолинейных риффов не додумались. В общем, песня шедевральная, плохо только то, что все последующие концертные воплощения ее исполнены очень вяло, так что на этом альбоме – единственный зубодробительный вариант.
2). Walking in Your Shadow (4:31). Тоже новаторская тяжелая песня, построенная на прекрасном двойном гитарном рифе (Бокс и Хенсли), но ее очень сильно портят легкие лирические вставки. Непорядок. Я бы эти вставки утяжелил бы хотя бы барабанным боем, как минимум.
3). Come Away Melinda (3:46). Чужая баллада, довольно классная, но исполненная как-то вяло даже в самых своих патетически громких моментах. К слову, тут на меллотроне и прочих клавишных играет не Кен Хенсли, а предыдущий клавишник UH - Колин Вуд.
4). Lucy Blues (5:08). Типичный старинный блюз, неторопливый, можно даже сказать – вычурный. Никогда его не любил. Байрон тут даже не поет, а просто говорит, как будто валяется где-то на пляже и дает интервью надоевшему журналисту. Кен Хенсли сыграл соло на органе не как Хенсли, а скорее как типичный Джон Лорд. В общем, песня на любителя, но думаю, что не зря американцы не поставили ее на свою версию альбома, заменив на более энергичную «Bird of Prey».
Сторона 2:
5). Dreammare (4:39). Очень архаичная песенка, основанная на гитарных аккордах и вокальных распевках «ла-ла-ла», которые вскоре станут чуть ли не визитной карточкой UH. Но она мне нравится чем-то, непонятно чем, потому что я очень часто ловлю себя на том, что про себя напеваю это противное «ла-ла-ла».
6). Real Turned On (3:37). Классный хардовый, но заметно прифанкованный боевик с гитарным дуэтом Бокс-Хенсли. Тоже, конечно же, архаичный номер, впрочем, если бы не затрапезный звук барабанов начала эры Элвиса Пресли, то вполне мог бы сойти за более-менее типичное произведение UH.
7). I'll Keep on Trying (5:24). Кто-то говорит, что это типичный UH, но я категорически не согласен. Ничего «хиповского», кроме завываний соло-гитары Бокса тут нет, даже вокал Байрона какой-то слишком студенческий.
8). Wake Up (Set Your Sights) (6:22). Это вообще какое-то кабаре 40-х в первой части и джазово-симфоническая сюита позапрошлого века во второй. В общем, хоть и годная песня, но не «хиповская» ни разу. Тем более что на ней тоже на клавишных играет Вуд, а не Хенсли.
Бонус :
9). Bird of Prey (4:05). Интересный вариант известной композиции со второго диска («Salisbury»). Видимо, когда американцы потребовали заменить вышеуказанный номер «Lucy Blues», который им почему-то не понравился, «хиповцы» взяли то, что наметили для следующего альбома. Впоследствии они эту песню перезаписали с новыми фишками, так и получилось два варианта. Для фанатов это подарок, есть что сравнивать.
Резюме.
В общем, альбом UH «Very' Eavy… Very' Umble» довольно хорош сам по себе, но, за малым исключением, это вовсе не Uriah Heep, а то, с чем музыканты пришли в мир рок-музыки, чтобы пощупать конкурентов и попробовать свои силы на больших подмостках. В том же году Кен Хенсли поставил творчество своей новой группы с ног на голову, вот как раз начиная с «Salisbury» и пошел тот Uriah Heep, который мы сегодня знаем и так любим.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
«Salisbury» - это недооцененный шедевр Uriah Heep, давший группе путевку в жизнь
Uriah Heep «Look at Yourself», 1971 г. Альбом, вместивший в себя сразу три крупных рок-шедевра
Uriah Heep «Demons and Wizards», 1972 г. Альбом, принесший группе первую всемирную славу
В 1979-м году был записан и должен был выйти 4-й альбом Uriah Heep с Джоном Лаутоном. И он тут