Статья ориентирована на старшую часть аудитории (родителей и близких ребят, которым предстоит сдавать экзамены).
Все современные школьники боятся экзаменов. Причину далеко искать не стоит: мы привыкли думать, что экзамены - это что-то ужасное, сложное и нервное. Бесполезно говорить, что нет, это совсем не страшно. Будем реалистами: по результатам ЕГЭ определяются баллы выпускника для поступления в высшее учебное заведение. И, мягко говоря, обидно, когда тебе не хватает всего 1-2 баллов для поступления в вуз мечты.
Поэтому мы поговорим сегодня не о том, как избежать "экзаменационного напряжения", а о том, как правильно к нему подготовиться.
Начнем с того, что очень многое в данной ситуации зависит от самого выпускника - это факт. Родители в этом случае выступают наставниками, "путеводителями", указывающими верное направление. Конечно, не получится втолкать знания в голову другому человеку. Но можно помочь ему справиться с огромным объемом теоретического материала.
В целом, подготовку можно разделить на две категории:
1. Интеллектуальная. Без теоретической базы экзамен не сдать, как ни крути.
2. Эмоциональная. Все мы знаем, что очень сложно сосредоточиться на экзамене, если сердце стучит как бешеное, и волнение окутывает тебя с головой.
Поговорим подробнее про первую категорию. В мире нет ничего невозможного, но КРАЙНЕ сложно подготовиться к экзамену за неделю и даже за месяц. Учить необходимый материал стоит постепенно, минимум за полгода (в идеале, подготовку к экзамену лучше начать за 2-3 года до наступления "дня Х". Сначала мы получаем теоретическую базу, а потом просто освежаем ее в памяти и подгоняем под экзаменационный формат).
Чтобы добиться ощутимых результатов, стоит разделить весь учебный материал на несколько частей (с обществознанием все просто - каждая часть=определенный раздел, в каждом пособии по подготовке к экзамену они уже обозначены). На повторение каждой части следует выделить несколько дней. Дело за малым - учить. Использовать для этого нужно разные методы. Обязательно (!) нужно закреплять теорию практикой.
Можно пойти более продвинутым путем и использовать стратегию "3-4-5". Берем время, которое у нас осталось до экзамена. Делим его на три части: самую большую, поменьше и то, что осталось. В первый промежуток учим весь материал поверхностно, "на троечку". Во вторую часть времени закрепляем материал, дотягиваем до оценки "хорошо". Ну, и третью часть мы посвящаем глубокому анализу материала (по логике вещей, дотягиваем наши знания до оценки "пять").
Выбирайте метод, который является для ученика наиболее комфортным. Очень важно избегать чрезмерной нагрузки, которая отбивает всякое желание учиться.
Не забывайте интересоваться успехами выпускника: что именно он сейчас повторяет, как хорошо пишет пробники, какие темы вызывают больше затруднений.
Теперь поговорим об эмоциональной подготовке. Настрой крайне важен во время экзамена, ведь от сильного стресса выпускник может не вспомнить ответа даже на самый элементарный вопрос.
Хвалите ученика! Поддерживайте его успехи и стремления, вместе радуйтесь даже малюсеньким шагам в правильном направлении. Важно! Не заставляйте его учиться. Возможно, ребенок достиг той самой точки, когда пора немного отдохнуть. Дайте ему время для передышки.
И напоследок: ни в коем случае не запугивайте выпускника экзаменами (многие думают, что страх - лучшая мотивация). Основная задача родных и близких во время подготовки к экзаменам - создать комфортную обстановку для обучения.
Удачи! У вас все обязательно получится!