Найти тему

Санкт-Петербург, часть 18 - музей железных дорог России, паровозы (начало)

Начало

Экскурсия по самому крупному в России железнодорожному музею продолжается, и сегодня мы начнем знакомиться с паровозами.

Заранее приношу извинения за некоторые не очень удачные кадры - в помещении неравномерное освещение, многие паровозы стоят слишком близко друг к другу или в нишах, поэтому сфотографировать их нормально было невозможно.

Паровоз Черепановых

Самый первый российский паровоз, построенный в 1833 году Ефимом и Мироном Черепановыми, отцом и сыном, соответственно. В следующем году начались испытания этого паровоза, во время которых выявились некоторые недостатки, впрочем, оперативно устраненные. Так что официально годом создания сего агрегата считается 1834-й, видимо потому, что тогда паровоз окончательно довели до ума.

Как можно заметить, паровоз оснащен тендером (это прицеп, в котором возят воду и топливо).

Некоторые характеристики, описанные "Горным журналом" тех лет:

Сухопутный пароход, ими устроенный, ходит ныне в обе стороны по нарочно приготовленным на длине 400 сажень (853,5 м) чугунным колёсопроводам. Пароход их неоднократно был в действии и показал на деле, что может возить более 200 пуд (3,3 тонны) тяжести со скоростью от 12 до 15 вёрст в час (13 — 16 км/ч). Самый пароход состоит из цилиндрического котла длиною 5 1/2 футов (1676 мм) диаметром 3 футов (914 мм) и из двух паровых лежачих цилиндра длиной 9 дюймов (229 мм), в диаметре 7 дюймов (178 мм).

Рабочая масса паровоза составляла 2.4 тонны. Осевая формула 1-1-0. Бегунковая и ведущая колесные пары одинакового диаметра.

Сейчас попытаюсь объяснить непонятные слова при помощи картинки.

Картинка из Википедии
Картинка из Википедии

Ведущие оси расположены под котлом паровоза, обычно на них самые большие по диаметру колеса (соединенные между собой тягами для синхронного вращения), которые приводятся в движение паровой машиной. Т.е. благодаря им паровоз и движется.

Бегунковые (они же направляющие) оси расположены перед ведущими и служат для улучшения вписывания паровоза в кривые (в повороты, говоря человеческим языком).

Поддерживающие оси находятся позади ведущих и служат для лучшего распределения веса. Обычно колеса, расположенные на этих осях, как и на бегунковых, по размеру гораздо меньше колес на ведущих осях.

Так что осевая формула записывается следующим образом: количество бегунковых осей - количество ведущих осей - количество поддерживающих осей.

Возвращаемся к паровозу Черепановых - в музее находится не оригинал, которого давно нет, а макет.

Танк-паровоз Ь 2023

-3

Один из старейших паровозов, сохранившихся в России. Был построен Коломенским заводом для Владикавказской железной дороги в 1897 году. Эксплуатировался аж до середины восьмидесятых годов прошлого века на Северо-Кавказской железной дороге.

Танком этот паровоз называется не потому, что он, к примеру, бронированный и у него где-то есть замаскированная башня с орудием. Нет у него ничего такого. Нет и тендера, кстати. А вода и топливо находятся непосредственно на паровозе, в специальных емкостях, называемых танками. Потому и такое название. Судя по всему, у этого паровоза танками являются конструкции по обе стороны котла.

Осевая формула - 0-3-0

Вес паровоза в рабочем состоянии - 42 т

Конструкционная скорость - 45 км/ч

Максимальная мощность на ободе колеса - 350 л.с.

Товарный паровоз Од 1080

-4

Построен Брянским заводом для Екатерининской железной дороги в 1900 году.

Паровоз серии "О" (Основной) стал первым основным паровозом в российском локомотивном парке. Заодно он был и самым массовым дореволюционным паровозом - всего было выпущено более 9000 экземпляров различных модификаций, самыми известными и распространенными из которых были Ов и Од, получившие прозвища "овечка" и "джойка", соответственно.

Осевая формула - 0-4-0

Вес паровоза в рабочем состоянии без тендера - 52.5 т
Вес паровоза в рабочем состоянии с тендером - 93.5 т
Конструкционная скорость - 55 км/ч
Максимальная мощность на ободе колеса -  600 л.с.

Товарный паровоз Ов 6640

-5

Создан на Путиловском заводе в 1902 году. Относится к основной серии грузовых паровозов дореволюционной России. Всего было построено около 8000 экземпляров этой модификации. Во время Второй мировой войны данный паровоз был бронирован и использовался в составе бронепоезда. В музей поступил в 1999 году из локомотивного депо Калининграда.

Осевая формула - 0-4-0

Вес паровоза в рабочем состоянии без тендера - 52 т

Вес паровоза в рабочем состоянии с тендером - 95 т

Конструкционная скорость - 55 км/ч

Максимальная мощность на ободе колеса - 600 л.с.

Танк-паровоз ТТ 1770

-6

Построен в 1913 году на немецком заводе Юнга. В Советский Союз попал после Второй мировой войны, вероятней всего по репарации. Первоначально такие паровозы назывались "Тип Т9.3 Прусских королевских железных дорог", впоследствии они получили обозначение "серия 91 железных дорог Германии". В СССР этот тип локомотива получил название "ТТ", что расшифровывалось как "Трофейная Трехпарка", поскольку у него было три ведущих оси.

Данный экземпляр в 1992 году был выкуплен у Харьковского ПО "Вторчермет", где он находился в качестве металлолома. Паровоз был отреставрирован на Ржевском экспериментальном заводе ОЖД в 2007-2008 годах.

Осевая формула - 1-3-0

Вес в рабочем состоянии - 60 т
Конструкционная скорость - 65 км/ч
Максимальная мощность на ободе колеса - 950 л.с.

Пассажирский паровоз С68

-7

Построен летом 1913 года на Невском заводе, что в Санкт-Петербурге, а осенью передан на Северо-Западные железные дороги. Там ему присвоили серию "С", которая обозначала, что паровоз конструкции Сормовского завода, и номер 68. После этого локомотив под номером С68 стал обслуживать пассажирские поезда.

В 1960 году паровоз был списан и со временем оказался на территории одной из московских воинских частей, где использовался в качестве котельной. Там его в начале 1970-х годов в весьма плачевном состоянии обнаружил один из членов Московского клуба любителей железных дорог. Воинская часть согласилась отдать паровоз практически даром, однако восстановить его силами любителей было невозможно, поэтому они обратились за помощью в МПС. Тамошние специалисты сказали, что в локомотивном депо можно будет без особых проблем реанимировать агрегат, однако высокое руководство из министерства заявило, что им заниматься этим совсем неинтересно. Заинтересованные люди посоветовали любителям из клуба поменять номер паровоза на С245 - локомотив с таким номером в 1918 году доставил правительство России в Москву при переносе столицы из Петрограда. Те так и сделали, после чего заявили руководству МПС, что это "тот самый паровоз", поэтому надо его восстанавливать. В министерстве немного посопротивлялись, но после нескольких жестких статей в журнале "Гудок", намекавших, что тут дело не простое, а уже политическое, согласились на ремонт и поручили заняться им локомотивному депо Ховрино.

В 1983 году восстановление паровоза было завершено. Первоначально предполагалось, что у Ленинградского вокзала в Москве возведут специальный павильон, где и будет находиться этот локомотив. Однако это решение было отменено, поэтому несколько лет паровоз находился в здании депо и там сильно мешался, поскольку занимал нужное ремонтное место. Поэтому в 1990 году его выкатили во двор. На протяжении следующего десятка лет паровоз побывал на нескольких музейных площадках, пока, наконец-то, не вернулся на родину, в Санкт-Петербург, в музей железных дорог, находившийся тогда у Варшавского вокзала, где ему вернули первоначальный номер - С68. Ну а в 2017 году вместе с остальной экспозицией переехал в новое здание музея у Балтийского вокзала.

Осевая формула - 1-3-1

Вес паровоза в рабочем состоянии без тендера - 76 т
Вес паровоза в рабочем состоянии с тендером - 120 т
Конструкционная скорость - 115 км/ч
Максимальная мощность на ободе колеса - 1300 л.с.

Товарный паровоз Ел 534

-8

Паровозы серии "Е", известные также под прозвищем "Русский Декапод" (от английского Decapod - десятиногий) производились на североамериканских заводах по чертежам, разработанным российскими, а затем и советскими инженерами. Предназначались они для быстрого пополнения паровозного парка во время Первой и Второй мировых войн.

Эта серия паровозов известна благодаря одному печальному факту - в 1920 году в топке Ел 629 белогвардейцами были сожжены три революционера-большевика: Лазо, Луцкий и Сибирцев. Правда, вопреки тому, что нам рассказывали в школе, их сначала расстреляли.

Данный экземпляр был построен в 1917 году Американской паровозостроительной компанией (ALCO), располагавшейся в городе Скенектади, штат Нью-Йорк.

Осевая формула - 1-5-0

Вес паровоза в рабочем состоянии без тендера - 91.2 т

Вес паровоза в рабочем состоянии с тендером - 140 т

Конструкционная скорость - 70 км/ч

Максимальная мощность на ободе колеса - 1600 л.с.

Товарный паровоз Эш 4444

-9

В Германии и Швеции с 1921 по 1924 год по советскому заказу было построено 1200 паровозов серии "Э" - из них 700 было под обозначением "Эг" (германские) и 500 "Эш" (шведские).

Данный экземпляр был построен заводом Нюдквист и Гольм в 1924 году. Во время войны он входил в состав колонны паровозов особого резерва и эксплуатировался на прифронтовых линиях.

В музей он попал в 1997 году с испытательного кольца ВНИИЖТ, расположенном на станции Щербинка (ближайшее Подмосковье).

Осевая формула - 0-5-0

Вес паровоза в рабочем состоянии без тендера - 80.4 т

Вес паровоза в рабочем состоянии с тендером - 125 т

Конструкционная скорость - 65 км/ч

Максимальная мощность на ободе колеса - 1300 л.с.

Продолжение следует...

Следующая часть