Найти тему
Субъективный путеводитель

Кэприяна. Как выглядит главный монастырь Молдавии?

По легенде, однажды на охоте в лесистых Кодрах господарь Стефан Великий пощадил загнанную косулю... а через несколько минут его нагнал гонец и сообщил о рождении дочери Анны. Господарь воспринял это как добрый знак, и основал церковь, само же это место прозвали Косулиной (или Козьей) поляной, а коза по-молдавски - "капра".

По другой версии, здесь едва ли не с 1420-х годов находилась одна из резиденций не то господарей, не то митрополитов - Кодры с их густыми лесами имели отличный как рекреационный, так и оборонительный потенциал. Это был первый монастырь, и даже больше - первый форпост молдавской культуры в степной Бессарабии, один из так называемых Воеводских монастырей, и это не близость Кишинёва способствовала расцвету Кэприяны, а наоборот - близость Кэприяны сделала Кишинёв достойным губернского статуса.

-2

Наконец, в 1821 году здесь устроил резиденцию и был похоронен митрополит Гавриил (Бэнулеску-Бодони), который и привёл Бессарабию в Московский патриархат, что окончательно определило роль Кэприяны как центра новой митрополии. Более того, и в постсоветская время этот монастырь возродился первым - в 1989 году. Для крошечной Молдовы он значит примерно то же, что для России - Сергиев Посад, для Армении - Эчмиадзин, для Англии - Кентербери. Ну а кроме того, здесь сохранилась средневековая Успенская церковь, одна из трёх таких на всю Молдову, да при том самая крупная.

-3

Шоссе проходит по холмам, а село и монастырь лежат в низине:

-4

Собственно монастырь, по меркам России небольшой, а по меркам Молдавии просто гигантский. Слева та самая Успенская церковь (правда, колоколенка и купол - 1820-х годов), которую окружают дом митрополита, собственно митрополия и трапезная, справа здоровенный Никольский собор (1903):

-5

Левее, в центре села - ещё и приходская церковь, данных о которой я не нашёл - все поисковики забивает информация о монастырских храмах. Тем не менее, она велика и красива, ну а построена скорее всего где-то ближе к концу 19 века:

-6

Спускаемся в село - в основном оно вполне типично для Молдовы, разве что чуть более ухожено. По мере приближения к монастырю появляются всякие примечательные объекты:

-7

Вот это, например, не паломническая гостиница, не музей и даже не магазин - а контора Кэприянского лесничества:

-8

Ждут в селе явно не только паломников, но и туристов, и молодожёнов:

-9

Обитель стоит у пруда. Солнце над нею пытается пробить туман:

-10

Вообще, место перед монастырём очень красиво и фотогенично. Вид через пруд на горы, с которых мы приехали:

-11

На задворки монастырского хозяйства:

-12

На автобусную остановку - маршрутки сюда ходят из Кишинёва вроде бы каждый час:

-13

За остановкой цирк с конями стадион с конями и коровами и горы, в которые мы уедем - за ним Ворничаны. Собственно, не будь мы на машине, я бы пошёл через тот лес напрямик - это всего около 4 километров.

-14

Вход в монастырь. Честно говоря, ничего не знаю о возрасте всех этих зданий, включая корпуса и ворота. И если последние почти наверняка построены в середине 19 века, с корпусами всё сложнее. Я был уверен, что в Молдове не сохранилось гражданских зданий дорусского времени - но эти корпуса вполне могут быть именно таковыми:

-15

У ворот много попрошаек, что для Молдовы совсем не характерно, а также монах, опять же собирающий подаяния:

-16

Вот она - Успенская церковь. Сейчас её обычно датируют 1545 годом, эпохой Петра IV Рареша, но в принципе разброс в датах более ста лет - археологам здесь известны фундаменты построек времён Александра Доброго (1420-е годы), а по стилю эта церковь вроде как ближе всего к эпохе Стефана Великого. Как бы то ни было, сравниться с ней в возрасте в Республике Молдова может лишь Успенская церковь в Каушанах , но та - маленькая и полуподземная, а здесь полноценный храм почти как в монастырях румынской Молдовы. Трёхконховую композицию ("трилистник") не спутать ни с чем:

-17

Церковь не раз повреждали землетрясения - они здесь часты и ощутимы (например, в 1821 году страну тряхнуло дважды) поэтому верхняя часть церкви опрокидывалась и перестраивалась много раз, приняв нынеший облик в 1820-е годы:

-18

Приглядитесь к стрельчатым окнам - все три их пары оформлены по-разному. А "домик" у церкви - это склеп митрополита Гавриила. Внутри, вроде бы, очень красивое убранство с резным иконостасом, но церковь оказалась закрыта:

-19

Рядом - дом Митрополита (1826):

-20

Корпус с часами - 19 века, на старых фотографиях он уже есть, а Никольского собора ещё нет. Что в нём - узнать опять же не удосужился, но он находится на закрытой территории, и скорее всего строился как администрация Молдавской митрополии:

-21

Напротив дома митрополита, по другую сторону Успенской церкви - зимняя Георгиевская церковь 1840-х годов. А больше похожа на каменный вариант церкви-хаты времён османского ига:

-22

Мимо её апсиды монастырская улочка ведёт к дальним воротам:

-23

Монастырские корпуса выглядят как явные новоделы... но судя по всё тем же старым фотографиям, все они 19 века, стояли уже до постройки Никольского собора. Вместе с Георгиевской церковью они делят нижнюю террасу монастыря как бы на три дворика:

-24

За оградой - хозяйственная часть монастыря:

-25

Над всем этим довлеет Никольский собор. Служба из него транслируется по громкоговорителям, и отдельные порывы ветра доносили её даже на смотровую площадку! Что особенно нас всех впечатлило - служба читалась поочередёно на трёх языках - молдавском, греческом и церковно-славянском:

-26

Собор, как уже говорилось, освящён в 1903 году, и является едва ли не крупнейшим в Молдове. Но как же была обособлена архитектура уже в Бессарабской губернии! Ведь легко подумать, сравнив его с русскими церквями, что строила этот собор независимая страна. Кажется, такой архитектурной вольности в 19 веке себе не могла позволить ни одна из православных епархий и митрополий в империи.

-27

Думаю, вы уже хотите спросить "А люди-то где?!" - на самом деле людей в монастыре немало, просто я снимал так, что их не видно... Впрочем, в какой-нибудь Почаевской лавре так снять в принципе невозможно, так что для главного монастыря целой страны тут довольно пустынно. Зато в соборе - не протолкнуться, и настроение на этой службе такое было величественное, что я таки расчехлил фотоаппарат. Обратите внимание - на левом столпе сам Стефан III, не зря же его полный титул - Стефан Великий и Святой:

-28

...Как уже говорилось, Кэприяна - единственная в Бессарабии из Воеводский монастырей. Ну а в Большой Молдове ту же самую роль играет монастырь Путна под древней Сучавой, основанный Стефаном Великим и ставший его усыпальницей.
В целом же, здесь хорошо видна миниатюрность Молдовы - самый главный, самый крупный и самый богатый монастырь страны в России или Украине не казался бы даже просто большим и людным.

-29

От монастыря мы поехали к приходской церкви. Кэприяна - ещё и Село Белых Заборов, её пейзаж в Молдове не спутать ни с чем:

-30

Вблизи церковь впечатляет обилием троиц. Найти бы о ней хоть какую инфу...

-31

Рядышком аутентичнейшая среднемолдавская хата с верандой:

-32

Последнюю в Кэприянах остановку сделали на противоположном выезде:

-33

Монастырь отсюда не виден, но  зато Солнце взяло таки верх над туманом.

-34

До чего ж красивая страна!

-35

Здесь же и очень характерный лужок - ведь как уже говорилось, название Кэприяна можно перевести как Косулино или Козье. Козы стали последним впечатлением от этой долины:

-36