Найти тему
ГидроПрепод

"Полочные" аудистемы СССР. часть 2 - транзисторная "Каравелла-201".

День добрый! Сегодня будем продолжать знакомиться с аудиосистемами, которые Я по собственной прихоти назвал "полочными" - это сетевые электрофоны вмонтированные в единый деревянный корпус с откидывающейся полкой для проигрывателя и крепящиеся к стене (от того и "полочные"). В прошлый раз на обзоре была ламповая "Каравелла" а сегодня её последующая транзисторная модификация "Каравелла 201/А".

Прошло шесть лет с момента выхода прошлой версии и в 1974 году Кировский завод "Ладога" решил выпустить новую версию этой "полочной акустики". Ламповая система сменилась транзисторной, прошел рестайлинг передней панели и изменился класс проигрывателя с 3-го на 2-й. Принципиальная компоновка почти не изменилась.

Что же изменилось в этом новом аппарате. Начнем с дизайна. Исчезла широкая опускающаяся полка с ЭПУ. Теперь передняя панель АС и регулировок усилителя видны постоянно. Эта панель также изменилась, теперь ручек регулировок стало три, панель стала совсем немного, но привлекательней. Облицовочный шпон стал темнее. Проигрыватель стал похож на простой строенный радиоприёмник, исчезла та изюминка прошлой модели. Убрана функция авто включения при открытии панели. Зато расширился функционал, появилась возможность использовать электрофон как внешний усилитель. Регулировка тембра стала работать как на высоким, так и по низким частотам. Кнопки переключения режимов вынесли на нижнюю часть передней панели. Думаю именно по этому была уменьшена панель и убрано автовключение. Электрофон перестал быть одним лишь проигрывателем винила. Добавили строенный сетевой трехпрограммный радиоприёмник.

Изменился тип ЭПУ, теперь тут II-ЭФ-1М уже второго класса, но во всех известных мне моделях стояло дубовое III-ЭПУ-38 как на Серенадах, выполненный под воспроизведение монофонических записей.

-3

Теперь по внутренностям. Внутри системы прячется трехпрограммный радиоприёмник и транзисторный УМЗЧ. Номинальная мощность 4 Ватта с КНИ 3%, но можно дожать до 7 Ватт с искажениями до 10%. Полоса воспроизводимых часто 100-10000 Гц. Регулировки по тембру идут как по НЧ так и в ВЧ диапазонах. Схема здесь уже намного интересней чем в прошлом варианте!.

Электрофон делится на шесть блоков: коммутации, усилителя, регуляторов тембра (темброблок), реле, питания и наконец ЭПУ.

  • Блок коммутации выполняет переход между режимами работы системы пластинки-магнитофон-радиоканал. Схема входной цепи и усилителя встроенного радиоприёмника взята с радиоточки "Маяк" с незначительными изменениями.
  • УМЗЧ аппарата выполнен типовым, аналогичный ставился в "Аккорд-стерео". Выполнен он по схеме с пятью каскадами усиления на 9 транзисторах. Первый каскад (он же согласующий) построен по схеме эмиттерного повторителя, Далее идет двухкаскадный предварительный усилитель напряжения, собранный по схеме с непосредственной связью. Предоконечный фазоинверсный каскад собран на транзисторах с разной структурой по последовательной двухтактной схеме. Выходной каскад усилителя выполнен по двухтактной бестрансформаторной схеме и нагружен на динамик 3ГД-38 с импедансом 4 Ома.
  • Блок питания трансформаторный с двухдиодным выпрямителем.
Схема Каравеллы 201.
Схема Каравеллы 201.

В сети есть как минимум два примера этих проигрывателей и что характерно у них всех III-ЭПУ-38, откуда взялись в некоторых источниках II-ЭФ-1М и второй класс, мне особо не понятно.

Жду Вашего мнения по этой системе). Может кто-то встречал в своей жизни такие? Пишите комментарии, будет интересно всё обсудить. За дополнительную информацию и фотографии сердечно благодарю Харченко Валерия Григорьевича, создателя сайта www.rw6ase.narod.ru.

Часть первая!! Обзор ламповой Каравеллы.