Будучи натурой экономной, и даже скупой аскетичной, а посему являясь ярым противником "зоопарков типов" — в свете новых сообщений в СМИ, о передаче очередной партии танков Т-90М "Прорыв" в войска, я в очередной раз задался крамольным вопросом: А зачем?! Зачем нам Т-14 "Армата"?
Данная заметка есть ничто иное, как размышления, буквально диспут с самим собой, призванный "повертеть" с разных сторон ситуацию с параллельной закупкой модернизированных и действительно новых танков. С тем, чтобы максимально объективно и комплексно оценить долгосрочные последствия такой закупочной политики Минобороны.
Глядя на Т-90М, отчетливо понимаешь, что конструкторы Уралвагонзавода подошли к делу основательно, а военные явно не поскупились("привет" убогому Т-72Б3 первой версии) и сходу заказали действительно глубокую и добротную модернизацию Т-90, ничем не уступающую новейшим версиям зарубежных основных боевых танков.
Судите сами:
- Новый комплект динамической защиты, на базе ВДЗ "Реликт", практически полностью закрывающий всю фронтальную проекцию танка. А помните какие "дыры" зияли на лобовой проекции башни старых версий Т-90, в районе маски орудия и прожекторов "Шторы"? Теперь они все прикрыты блоками ДЗ;
- Новая сварная башня, с забашенным пеналом, куда теперь вынесен дополнительный боекомплект, который ранее был распихан по всему боевому отделению, что очевидно не шло на пользу взрывобезопасности машины, а главное, безопасности экипажа;
- Новая конфигурация бронезащиты автомата заряжания. Да, АЗ в боевом отделении — всё еще "концептуальная особенность" наших танков, но шанс его поражения теперь снижен настолько, что скорей уж танк будет выведен из строя попаданием в другие его части, чем в карусель АЗ, расположенную у самой земли, на дне боевого отделения, и перекрытую многими слоями разнесенной брони;
- Новая баллистическая защита боевого отделения, защищающая экипаж от вторичных осколков, образующихся при пробитии основной брони;
- Новая 1130 л.с. версия многотопливного дизеля В-92, компенсирующая некоторый прирост(в 1,5-2 тонны) боевой массы данной версии танка;
- Новая система управления оружием, теперь включающая автомат сопровождения целей, что радикально облегчает и ускоряет поражение целей, особенно подвижных;
- И, буквально "вишенка" на
тортебашне — независимый стабилизированный панорамный прицел командира, с сектором обзора на все 360 градусов, оснащенный тепловизионным каналом и турелью с крупнокалиберным пулеметом. Невозможно переоценить важность этой новинки, которая на порядок повышает ситуационную осведомленностью командира танка, скорость выдачи целеуказания по обнаруженным целям и возможность командира оперативно поражать "мягкие" наземные и воздушные цели.
Пожалуй единственная вещь, которая отсутствует на Т-90М, для "полного", так сказать, "фарша" — это КАЗ, комплекс активной защиты. Но КАЗ — очень, очень дорогая штука. Да и вообще, КАЗ это отдельная боль нашего ВПК и военных, связанная скорее уж с нехваткой денег, в те годы, когда разрабатывался КАЗ "Арена", который, по всей видимости, так и не был до конца избавлен от "детских болячек", прежде всего в виде процента ложных срабатываний.
Вместе с тем, новый КАЗ "Афганит", созданный для бронемашин нового поколения на базе семейств УГП Армата, Курганец-25 и Бумеранг — имеет слишком уж специфичный набор и конфигурацию его элементов, чтобы его можно было, без каких-то новых и сложных переделок, разместить на машинах предыдущего поколения.
Но это уже сугубо мои предположения, и возможно тут я заблуждаюсь.
И также отмечу, что и на абсолютном большинстве новейших версий западных танков, КАЗ также отсутствуют. В остальном же, новый Т-90М действительно порадовал и впечатлил. И, собственно, из этого впечатления и произрастает тот самый крамольный вопрос.
Родившись во время Первой Мировой, как ответ на пулемет неразрешимую, старыми средствами, патовую ситуацию позиционной "окопной войны" — танки действительно стали эпохальным изобретением, перевернувшим всю военную тактику, и даже стратегию. Чего только стоит тактика глубоких операций, родившаяся именно благодаря появлению танковых "железных кулаков".
Однако с развитием противотанковых средств и средств воздушного нападения, особенно высокоточных, сегодня танки во многом растеряли свою решающую роль и ореол неудержимой мощи. Нет, безусловно танки нужны, это я даже под сомнение не ставлю. Пехоте всегда будут нужны высокозащищенные средства поддержки наступления. Но наверное глупо было бы отрицать, что сегодня успех наземных операций, по крайней мере в симметричных конфликтах, уж очень стал зависим от авиации и ПВО. Кто владеет Небом, тот владеет Землей.
И именно этим смещением акцентов, с земли на небо, и объясняется тот факт, что даже ведущие армии мира, и в первую очередь США, предпочитают бесконечные модернизации разработанных еще полвека назад танков — тратам на создание действительно новых машин.
Конечно, теми же США предпринимаются некие попытки создания новых бронированных машин, но выражается это скорей уж в неких странных, экзотических экзерсисах, в попытке создать более легкую, универсальную и (аэро)мобильную альтернативу традиционной концепции Основного Боевого Танка, которая, особенно если говорить о западных машинах, всё больше уходит в некую гротескную, а то и абсурдную форму, по мере роста боевой массы зарубежных ОБТ, которая нынче уже вплотную подобралась к отметке в 70 тонн, а в случае с израильскими машинами, уже перевалила за неё.
Яркими примерами таких попыток может служить уже закрытая программа Future Combat System, и появившаяся, на ее обломках, новая программа Mobile Protected Firepower. И та и другая — подразумевают создание относительно легких боевых машин, с упором на их универсальность и возможность напихать их, как можно больше, в военно-транспортный самолет.
Вместе с тем, являясь поклонником новой тяжелой БМП Т-15, созданной на базе универсальной гусеничной платформы Армата — я не могу не отметить, что легкие боевые машины, конечно же, нужны, но тяжелую бронетехнику они не заменят.
Новые противотанковые средства, особенно ПТУР, нынче ставшие предельно легкими, дальнобойными и вместе с тем способными без труда скомкать, как фантик, традиционные БМП — требуют радикального повышения защищенности данных машин, с добрым десятком людей, в них сидящих.
И даже американские военные, при всех их экзерсисах с не очень легкими танками — это осознают. Доказательством чему служит программа Optionally Manned Fighting Vehicle, ставящая целью создание новой БМП, на замену БМП Бредли, масса некоторых вариантов которой достигает 45-50 тонн. И наша ТБМП Т-15, равно как и израильская тяжелая БМП Намер — предвосхитили данную американскую программу.
Ведь защищенность пехоты — это действительно важно. В конце-концов, чем безопасней и спокойней будут чувствовать себя люди внутри, тем больше шансов, что они выполнят поставленную боевую задачу.
Ты, дорогой читатель, можешь спросить: А как, вообще, автор съехал с темы танков на БМП?! Они-то тут при чём?
Но мы ведь помним, что ТБМП Т-15 создана на базе УГП "Армата". И, каким бы странным это ни казалось, но по моему искреннему убеждению — именно в силу необходимости в высокозащищенной БМП Т-15, нужно производить и танк Т-14, даже с учетом того факта, что для него сегодня нет достойных противников, а Т-90М действительно получился и способен справится с любой задачей и танками зарубежных стран.
Иначе теряется сам смысл создания Универсальной Гусеничной Платформы "Армата". А неснижаемые экономические затраты на производство этих и без того недешевых машин — неизбежно вырастут, еще больше. Политика же, направленная на изначальное и последовательное увеличение "тиражей" выпускаемых машин, за счет максимально широкого их ассортимента, рано или поздно, но даст свой экономический эффект. Как в силу снижения себестоимости производства каждой из них, так и в силу унификации и упрощения их обслуживания, логистики и затрат на подготовку личного состава.
И пусть машины на базе УГП Армата еще нескоро станут основными и подавляюще массовыми в наших войсках, но уже сегодня нужно идти по этому долгому пути — точечно, но комплексно оснащая ими, пусть отдельные, но наиболее элитные соединения наших Сухопутных войск.