В старину на Руси воспитание мальчиков и девочек довольно сильно отличалось. И если первых родители воспитывали как добытчиков, то вторых - как будущих матерей и хозяек. А ежели о 12-летней девочке говорили, что она «непряха» , а о мальчике, что он «только и может гонять бабки» – это было большим позором и для ребенка, и его родителей.
Напомним, что на Руси молодые взрослели раньше и женились уже порой в 16 лет, а не оставались инфантильными и несамостоятельными лет до двадцати. Засидеться в девках и не найти вовремя жениха для девушки считалось таким же позором как и родить вне брака. На девушку так и не вышедшую замуж к 20 годам уже поглядывали косо, а незамужную 25-летнюю уже считали старой девой и ее шансы выйти замуж были близки к нулю. Поэтому дочь в семье с ранних лет готовили к замужеству. В том числе немаловажным было приготовление приданного, в котором девушка участвовала сама. Она его ткала, шила, вышивала, пряла, вязала и мастерила. Жениху или сватам отец невесты нахваливая ее с гордостью демонстрировал результаты его труда.
Существовал древний устав ведения хозяйства - "Домострой" который и был основой воспитания детей. Личным примером для дочери всегда была мать, которая показывала дочери основы ведения хозяйства и вовлекала ее саму в этот процесс.
Уже лет в шесть девочка должна была освоить основы прядения, помогать матери управляться по дому (мыть посуду, прибираться, готовить обычную еду, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы; присматривать за домашней птицей и скотиной, доить корову, собирать куриные яйца. А еще под ее присмотром могли оставлять младших братьев и сестер.
Примерно в 10 лет добавлялось сложной работы - например заниматься огородом или стирать белье (это сейчас довольно просто, за женский пол как правило все делает бытовая техника, а тогда, особенно зимой, стирка белья это был довольно тяжелый труд). Также добавлялся уже более тяжелый физический труд - например ходить за водой.
Существовала даже поговорка: "Дочери 10 лет - матери дела нет" т.е. к 10 годам девочка должна была уметь делать всю работу по дому. Это было важно т.к. матери из дома приходилось часто отлучаться например на сенокос или уборку урожая, сходить на рынок или ярмарку и что то купить и т.д. К тому же нередкие войны тех времен часто заставляли мужей отсутствовать дома и жене приходилось выполнять и мужскую работу. Да и времена были такие, что жена часто оставалась вдовой и работу отца выполняла она с помощью старших сыновей.
К 12 годам девочка уже должна была освоить рукоделие и начать готовить приданное. Материалами как правило служили лен и шерсть. Также девочку такого возраста родители могли отдать в няньки более богатой семье, или например помогать по хозяйству одинокой вдове со слабым здоровьем, а если вспомнить например сказку Бажова "Серебряное копытце", там дед Кокованя взял к себе жить для присмотра за хозяйством вообще юную шестилетнюю девочку Даренку, которая пока он уходил в тайгу вела все хозяйство сама.
Однако исходя из вышесказанного, не следует думать, что деревенская ребятня на Руси была лишена обычных детских радостей. На досуге маленькие девочки играли в «дочки-матери» куклами-мотанками, которым сами же и шили наряды и придумывали украшения. А девочки немногим постарше собирались на посиделки, где резвились, пели, вязали, вышивали и шили. А еще детей всех возрастов отправляли в лес для сбора ягод, грибов, трав и хвороста. Эти развлечения их также адаптировали ко взрослой жизни.
Таким образом к замужеству, т.е. в 15 - 16 лет, девочка уже превращалась в самостоятельную хозяйку еще в 12 лет овладев всеми основными необходимыми навыками и уменьями и уже имея опыт в несколько лет ведения домашнего хозяйства.