Найти тему

Человек-оркестр-солист этно-шоу ZAINETDIN

Оглавление

Сегодняшний гость редакции — солист этно-шоу проекта ZAINETDIN Загир Зайнетдинов. Талантливый представитель этномузыки, заводные хиты которого завоевали популярность далеко за пределами Башкортостана, вспоминает о своем пути к мечте, рассказывает о предпочтениях в музыке, о подготовке к большому концерту, который состоится на днях в Уфе.

— На сцене вы настоящий человек-оркестр, виртуозно играющий на самых разных музыкальных инструментах. Откуда такая любовь к ним?

— Я владею кураем, несколькими видами кубыза, домброй, русской жалейкой, словацской фуярой, армянским дудуком, турецкой зурной, английским тинвистлом, флейтой... Мне интересно изучать культуру народов мира через музыку — этот универсальный язык понимают всюду, куда бы я ни приехал. А любовь к музыке — это у нас семейное. Еще дед был известным гармонистом, а бабушка пела, играла на мандолине, кубызе. Мой отец с детства мечтал стать артистом. Преподавал музыку в школе, организовывал концерты, хорошо играет на баяне, поет. Мне говорили, что вместо колыбельной я слушал курай — отец играл. Когда я начал разговаривать, он учил меня народным песням, когда начал ходить — танцам. Таким образом, я с малых лет был погружен в народную культуру. Мать также очень любит искусство, музыку, не зря мне дали имя Загир — так звали главного героя в исполнении Фидана Гафарова в очень популярном в свое время спектакле «Галия». Сейчас смотрю старые записи и удивляюсь: толком и разговаривать-то не умел, а пел. С раннего детства исполнял народные башкирские песни «Азамат», «Уйыл» и другие.

В 1998 году танцевал на сцене во время инаугурации президента Рахимова, Муртаза Губайдуллович после выступления подарил мне национальный костюм, бережно храню его до сих пор. Это событие запечатлелось в памяти как одно из самых ярких воспоминаний детства, хотя мне было тогда всего четыре года.

— Возникает ощущение, что вы с детства целенаправленно готовились стать звездой сцены. У вас были кумиры?

— Видимо, все идет от семьи. Когда мы собираемся всей родней в нашей деревне Сулейманово Мечетлинского района, а это более 70 человек, ведь дедушка с бабушкой воспитали 11 детей, в какой-то момент начинается большой концерт. Практически все играют на курае, других народных инструментах, поют. Самый младший из детей, Миндигафур Зайнетдинов, — кубызист мирового уровня, кстати, дядя много мне помогал, когда я делал первые шаги на сцене, да и сейчас с ним постоянно советуемся по творческим вопросам. Поэтому неудивительно, что с детства я хотел стать только артистом. В семь лет научился играть на курае, в десять уже не представлял свою жизнь вне сцены.

Когда поступил в музыкальную гимназию имени Газиза Альмухаметова по классу тромбона, сразу понял, что попал в родную стихию. Мне было интересно все, ходил практически на все кружки, секции, которые там были, научился играть на разных инструментах. Преподаватели меня иногда ругали, мол, не распыляйся, занимайся только по одному направлению. Стал активным участником танцевального коллектива Рашиды Туйсиной. Участвовал в КВН, серьезно увлекался борьбой, в старших классах еще и боксом. Кстати, борьба — еще одно семейное увлечение: и мой отец боролся, и дяди. Бывало, на сабантуях Зайнетдиновы встречались в финале. Среди наших родственников — чемпионы республики, победители международных соревнований по борьбе куреш. А двоюродный брат Айгиз Зайнетдинов стал чемпионом мира. Для меня борьба стала способом закалить характер. Горжусь тем, что смог выиграть чемпионат республики.

А в девятом классе мы создали с ребятами ансамбль, своего рода этногруппу. Выступали на различных сценах, однажды даже завоевали Гран-при в межрегиональном конкурсе. Что касается кумиров, то в детстве очень нравился Майкл Джексон, помню, мечтал сделать такое же шоу. Фанател от Олега Газманова, он и в солидном возрасте делал кульбиты на сцене, исполнял задорные, патриотические песни. Из наших очень любил выступления ансамбля «Каравансарай».

— Вам всего 26, а уже не привыкать выступать на больших стадионах. Со стороны кажется, что вы очень легко прошли период становления в профессии.

— Когда заканчивал школу, долго не мог определиться, какое же направление выбрать, ведь занимался всем подряд и все было мне по душе. После долгих раздумий решил поступить в УГИИ имени Загира Исмагилова на специальность «режиссура и актер театра». Когда начались занятия, пришло понимание, что немного ошибся в выборе. Я хотел научиться делать шоу, а здесь им и не пахло (смеется — Ред.). И я практически перестал посещать занятия, всерьез занялся бизнесом, чтобы заработать на жизнь. Работал на автомойке, занимался тюнингом автомобилей, потом — сетевым маркетингом. Переехав в Сочи, взяли с другом в аренду офисы и в течение двух месяцев заработали приличные средства. Но нам не хватило опыта в бизнесе, и скоро остались совсем без денег в чужом городе. Последние три дня ночевали в парке, кое-как вернулись домой. Вот такой жизненный урок я получил в 18 лет. Вскоре перевелся на заочное отделение. У меня было время подумать, для чего я рожден на этот свет, какова моя миссия. Вспомнил детскую мечту сделать большое шоу, что-то грандиозное. Конечно, начинать надо с малого, прежде всего нужно уметь хорошо танцевать. Решился и поехал в Стерлитамакский театр танца. Мне говорят: «Молодой человек, какие танцы, у вас нет специального образования, нет диплома». Но все же взяли — с испытательным сроком. Было тяжело. Многие ведь по семь лет обучались в хореографической школе, поэтому мне пришлось заниматься дополнительно. Постепенно догнал «старожилов», а через год мне стали доверять сольные партии. Через полтора года решил, что танцевать теперь умею, нужно двигаться дальше.

Тогда же организовал с друзьями свадебное агентство: сам пою, танцую, нашли аппаратуру, ведем мероприятия, в то же время продолжаю активно участвовать в КВН. А еще стал ездить с группой Айдара Галимова как танцор. В его студии зарабатывал деньги, покупал концертные костюмы, оборудование — то есть работал на свою будущую программу. Работал у Галимова целый год. И это помогло мне развиться в профессиональном плане. Ведь в стерлитамакском театре основной упор делался на народные танцы, а здесь превалировал современный стиль. Айдар Галимов не зря более 25 лет собирает полные залы — у него все на высшем уровне, начиная от организации концертов и заканчивая работой со зрителями. Наблюдая за его командой, я понял, как нужно работать. Прежде всего это ежедневный труд на износ, стремление к совершенствованию, хотя, я думаю, в любом деле это будет рецептом успеха.

Потом Рустам Гиззатуллин позвал к себе поработать вместе на его концертах. Стал ездить с ним на гастроли. Поделился с ним своими задумками об организации грандиозного шоу не только для башкирского зрителя, а чтобы с успехом выступать в других регионах и в дальних странах. Рустам-агай меня поддержал, позже стал моим продюсером. Поехали в студию, я стал играть поочередно на всех музыкальных инструментах, на каких только умею, в перерывах делал акробатические сальто, танцевал. И вдруг осенило — а что, если все это объединить? Пять дней практически не вылезали из студии. Хотелось сделать что-то масштабное, понятное людям разных национальностей и в то же время этническое.

Наконец, что-то начало вырисовываться, а где с этим выступать? Обратились в республиканский центр народного творчества. Там говорят: вот на Алтае проводится этнический фестиваль, есть возможность выступить. Мы недолго думая сели в машину и поехали за 2,5 тысячи километров в незнакомый край. Выступали там на десятитысячном стадионе, не ожидая, что будет такой успех, ведь нас никто не знал. Там же получили приглашение на Всемирные игры кочевников в Киргизии.

Сначала выступали там на малой сцене, а потом нас приметили и пригласили на главную. Там были представители около 60 стран, в последний день нам аплодировал полный стадион. Приехав домой, стали участниками «Сердца Евразии» — тогда и в республике нас стали узнавать. Началась активная гастрольная деятельность, вскоре в ГКЗ «Башкортостан» состоялся первый сольный концерт. Мы объездили всю Россию, выступали в восьми странах мира.

— На концертах зрителей поражает ваша энергетика, высокий уровень программы — видно, что вы вкладываете в нее душу, приглашаете в свою команду лучших. В вашем проекте есть то, что подкупает людей разных национальностей и возрастов: башкирский национальный колорит органично сочетается с современными тенденциями. Шоком для ваших многочисленных фанатов стало известие о том, что вы прекращаете концертную деятельность. Это правда? Может быть, вас неправильно поняли?

— Мы ведь изначально ориентировались на мирового зрителя, не планировали выступать только в республике, наш рынок все-таки очень маленький. В этом я убедился еще в 2018 — 2019 годах, когда мы дали около 520 концертов, иногда у нас было по шесть выступлений в день. Ни рук, ни ног не чувствовал к последнему концерту, эмоционально это было очень тяжело. Приходилось спать в дороге на заднем сидении автомашины, чтобы немного отдохнуть, восстановиться. Понял, что так не может долго продолжаться. И потом, настоящее шоу предполагает солидные расходы, а значит, и дорогие билеты в больших залах. В том же первом сольном концерте у нас только танцевальных групп было четыре — это более 50 человек. Это была такая качественная программа, о которой я мечтал. Буквально на следующий день после концерта уехали с туром в Европу. Выступили в Македонии, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Албании, в Киргизии, Казахстане. Вот к такому формату выступлений мы стремимся. Поэтому и заявил, что прекращаю гастрольную деятельность и займусь продюсированием, буду работать только с большими проектами. В 2020 году в марте должны были выступить уже с новым шоу.

Пригласили Алексея Балаша. У него свое шоу в Дубае, Лондоне, он работал с Дженифер Лопес и другими звездами. Начали с ним сотрудничать, три месяца готовились, и когда до концерта оставалось несколько дней, объявили карантин. А у нас были договоренности о поездках в Китай, Испанию, Германию, в другие страны. Но границы закрылись, все концерты отменили.

— Как же вы пережили пандемию? Ведь понятно: если вы готовите новую программу, то вкладываете в нее не только свою душу и время, но и большие средства с надеждой их окупить.

— Я стараюсь все воспринимать позитивно, ведь все случившееся — своего рода испытание. Конечно, пришлось влезть в долги. Хотя, честно говоря, то, что я пережил в прошлом году, не пожелаю никому. Порой казалось, что нет выхода. Люди видят артиста только на сцене. Не раз бывало так, что ты что-то долго готовишь, вкладываешь средства, а потом... уходишь в минус, и так случается не раз. В разной степени это испытали все, кто работает на себя — предприниматели, артисты... Сначала никто не знал, сколько продлится карантин, но ближе к лету стало понятно, что это надолго. А в коллективе у нас почти два десятка человек, а если учесть всех привлеченных артистов и танцоров, то получится еще более внушительная цифра. Нужно было как-то выходить из положения. Начал заниматься организацией сплавов, по сто человек вывозили на автобусах, на стоянках организовывали концерты, даже купил 500 бройлеров, и родители вырастили их, потом вместе продавали. Пробуем зарабатывать в интернете, изучаем законы рынка, учимся опять же у лучших. У нас контракт с профессиональными цифровыми площадками, мы делаем музыкальный материал, клипы продвигаем в интернете.

Они сейчас дают возможность заработать. Если ваш клип просматривает 30 тысяч пользователей, то это одна сумма, если за миллион — то совсем другая. Но зарабатывание денег не самоцель, нам очень нравится то, чем мы занимаемся.

Законы рынка, вкусы зрителей понять не так-то просто. Стоять и петь по старинке около березы ни нам, ни зрителю неинтересно. Иногда удивляешься тому, что немного хулиганистый, дерзкий трек, как говорят хорошо «заходит». Его обсуждают, критикуют. Когда мы со своей командой предложили клип «Алифба», его ругали все, кому не лень, мол, смотрите, какой бред создали, а в итоге он за короткий срок собрал более 300 тысяч просмотров. У каждого исполнителя своя аудитория. Например, Моргенштерна многие представители старшего поколения и не знают. Его клипы — это очень грамотно выстроенный коммерческий продукт, адресованный определенной части молодежной аудитории. Его критикуют, над его «творениями» смеются, но смотрят. А у нас свой путь, мы продолжим популяризацию башкирской культуры с использованием современных трендов.

— Расскажите, пожалуйста, о вашей шоу-программе «Neo Vision» (новое видение), которая состоится в Уфе 18 марта.

— Зрителей ждет этномузыка в современной обработке, прозвучат народные мотивы и авторские композиции на 15 музыкальных инструментах в модной аранжировке, будут завораживающие танцы и акробатика. Режиссер и хореограф шоу — Алексей Балаш. Привлекли также известных российских дизайнеров по костюмам. Мы стараемся привлекать лучших в своей профессии и работаем на качество. Я уверен, что с Рустамом Гиззатуллиным, Ришатом Рахимовым, Ринатом Умуткужиным и другими членами нашей команды мы еще только в начале большого пути....

Мне было 10 лет, когда я впервые танцевал на сцене ГКЗ «Башкортостан», тогда еще «Нефтяника» в составе школьного ансамбля. Я помню, как смотрел на большой зал, полный зрителей, и мечтал, что когда-то они соберутся здесь на моем концерте! Прошло 13 лет, и эта мечта осуществилась. Мой первый сольный концерт состоялся в 2018 году. А теперь мы всей командой «Зайнетдин» хотим штурмовать новые вершины и уверены, что нам все по плечу!

Загир Зайнетдинов на сцене с четырех лет.
Загир Зайнетдинов на сцене с четырех лет.

Автор: Марат АМИНЕВ