В третьей части статьи о книге Ирвина Ялома "Палач любви" мы рассмотрели последнюю, четвертую данность жизни человека - неизбежности смерти. И вот пришла пора для части, посвященной несколько иной теме - советам маститого психотерапевта начинающим специалистам, как им выстраивать взаимодействие с клиентами, чтобы оно было максимально помогающим и эффективным. В целом вся книга на примере жизненных историй обучает именно этому, но в этой части я сконцентрировал именно наиболее поучительные советы и рекомендации.
Начало
А начать хотелось бы с одного воспоминания Ялома о прогулке по Шанхаю и его раздумьях о предшественниках современных психотерапевтов, которые и сегодня помогают людям лучше осознавать свою жизнь, сверяться с голосом совести и делать правильный выбор, духовно расти и развиваться.
Гуляя по задворкам Шанхая, я набрел на красивую, но совершенно пустую католическую церковь. Убедившись, что я совершенно один, я зашёл в исповедальню (заняв там место священника) и задумался о поколениях священников, которые выслушивали исповеди в этой кабинке. Я позавидовал их праву произнести: «Ты прощен». Какая терапевтическая мощь!
Подобно служителям церкви, несущим слово Божье людям, психологи в общении с клиентами должны выступать с позиции искренней заинтересованности, безусловного положительного внимания, эмпатического понимания и безоценочного принятия. Все это способствует установлению первого положительного контакта между терапевтом и клиентом, а также развитию их общения в дальнейшем. Построение доверительных отношений я бы назвал первым шагом в терапии, но Ялом думает иначе:
Первым шагом в любом терапевтическом изменении является принятие ответственности. Если человек не чувствует никакой ответственности за свои трудности, то как он может с ними бороться?
Хотя принятие ответственности подводит клиента к изменению, оно ещё не означает самого изменения. Но именно оно является подлинным достижением.
В этом видишь человека дела, нацеленного на результат в своей работе, не задерживающемся на прелюдиях, но и не обесценивающего усилий клиента. Я думаю, что такая позиция может быть свойственна многим опытным и заслуженным специалистам, они ценят свое время, работают максимально эффективно и стремительны в достижении результатов.
Однако для проведения изменений недостаточно просто принятия ответственности. Нужна энергия, нужны силы для проведения этих изменений. Конечно, терапевты оказывают поддержку и в приобретении этих сил, но
Только когда в терапию вовлекаются глубокие чувства, она становится по-настоящему мощным двигателем изменений.
Когда клиент начинает проявлять свои симптомы в отношениях с терапевтом, тогда их исследование помогает открыть путь к основным проблемам.
Бережность и человечность
Человеку привычны его проблемы, он с ними живет, хоть и мучается, и зачастую не готов отказаться от них сразу, действуя по принципу "лучше маленькое да плохонькое, да свое". На предлагаемые терапевтом решения, клиент может отвечать сопротивлением, и это сопротивление имеет свою мудрость. Ялом советует не торопиться, не разрушать защиты человека, если терапевту нечего предложить взамен них что-то лучшее, создающее больше решений, чем проблем. При этом мастер призывает к бережному отношению к клиенту:
Никогда нельзя отнимать ничего у человека, если вам нечего предложить ему взамен. Остерегайтесь срывать с пациента покров иллюзии, если не уверены, что он сможет выдержать холод реальности.
Как и в любой другой, в работе психолога требуется творчество, ведь он работает с людьми, каждый из которых уникален. Склонность к каталогизации в ней вредны, и перечень пунктов сухого резюме хоть и создает ощущение псевдобезопасности, но лишает жизненности. Ялом призывает
Избегать диагнозов и распределений по категориям. Каждый индивид с его набором жалоб и личностных особенностей - уникален и требует уникального терапевтического подхода.
Уважение и доверие
Не менее вредны и излишняя заботливость и инициативность психолога. Что толку от работы, если она делается и двигается терапевтом, а клиент лишь следует за ним как баржа за буксиром?
Излишне активный терапевт часто подталкивает клиента к инфантильности, он не даёт и не помогает ему раскрыться, а вместо этого навязывает себя другому.
Ирвин Ялом считает, что консультант не может и не должен делать работу за клиента. Он помогает последнему понять, что нужно сделать, а затем должен довериться собственному стремлению клиента к изменению и росту.
Моя задача как терапевта (в отличие от родительской роли) заключается в том, чтобы устраниться - помочь клиенту стать своими собственными отцом и матерью.
То есть терапевт не должен выступать для клиента в роли родителем, пусть даже заботливым, его цель - помочь клиенту научиться заботиться о себе самому. Не кормить голодного рыбой, но научить его ловить рыбу, это сделает нуждающегося и сытым, и независимым при этом.
Хоть и говорят, что умные учатся на чужих ошибках, но опыт - сын ошибок трудных, и приобретается путем проживания своей собственной жизни. Все люди получают больше пользы из тех истин, которые открывают сами. По себе знаю, как трудно бывает себя сдерживать, когда знаешь ответ, и дождаться того момента, когда партнер придет к нему, а может и еще лучшему.
Еще один важный аспект в работе - это внимание к деталям.
Детали - это замечательная вещь. Они несут информацию, успокаивают и уменьшают страх одиночества: клиент чувствует, что раз вы знаете детали, вы посвящены в его жизнь.
Искренность и последовательность
Ялом обращает наше внимание на искренность и полноту предоставления информации с обеих сторон, как со стороны терапевта, так и со стороны клиента, ибо
если какой-то серьезный аспект отношений замалчивается, то любые другие важные обсуждения также становятся невозможны.
Терапевтические отношения, как и любые другие, - предполагают взаимное общение и движение, обоюдную искренность. Разумная откровенность терапевта способна облегчить процесс терапии. Конечно, приоритетом обладают мысли, чувства и поведение обратившегося за помощью клиента, но если терапевт испытывает какие-либо сильные и противоречивые чувства, если он оказался перед дилеммой, то
лучшее, что вы можете сделать, - это рассказать об этой дилемме или об этих чувствах клиенту.
Одно из таких серьезных чувств - это контрперенос, иррациональные и часто постыдные чувства, которые терапевт испытывает по отношению к клиенту (но которые на самом деле вызывали в терапевте другие люди и похожие ситуации). Эти чувства составляют серьезное препятствие для терапии. Они мешают достичь глубины вовлечённости, необходимой для эффективной совместной работы. Кроме того, Ялом обращает внимание, что не нужно недооценивать чувствительность и проницательность клиентов, они точно понимают и чувствуют их.
Хоть детали и важны, но и тут более важно чувство меры. Ялом считает, что задача терапевта состоит не в совместных с клиентом археологических раскопках его личности, а в том, что
Терапевт помогает клиенту своим любящим присутствием рядом с клиентом, своей заинтересованностью, надежностью и верой в то, что их совместная деятельность в конце концов принесёт облегчение и исцеление. Реальная терапевтическая сила - отношения терапевта и клиента.
По мнению Ялома прежде всего отношения приводят к исцелению.
В Писании сказано "По делам их судите их". Исследование процесса обучения детей выявило, что дети учатся больше глядя на поведение своих родителей, нежели слушая их. В случае терапевтических отношений эта истина тоже работает.
Идти «дальше слов» - именно это работает. То, что делаешь, а не то, что говоришь. Главное в том, чтобы делать что-то для клиента. Терапевтическое действие, а не терапевтическое слово!
Завершение терапии
Ирвин Ялом в своей книге уделяет внимание и процессу завершения терапии. Он считает, что терапия должна быть конечной, и лучше устанавливать дату окончания, это повысит ее эффективность.
При этом автор замечает, что при приближении завершения терапии, клиенты переживают временный регресс, и это абсолютный принцип. Нужно их поддержать, обратить внимание на достигнутые изменения и проделанную клиентами работу, и этот регресс будет преодолен.
Более того, Ялом всегда назначает клиентам встречу через год после завершения терапии. Он делает это как для их пользы, так и в личных познавательных целях. Во время таких встреч он проигрывает для клиентов отрывок первой сессии, записанный на диктофон, и демонстрирует произошедшие изменения.
Заключение
Ну и в завершение этой статьи еще несколько наблюдений. Ялом замечал, что иногда на сложные и обвинительные (в том числе и по отношению к самому себе) вопросы клиентов бывает достаточен ответ:
«Наверное, мы просто так устроены».
При индивидуальной терапии необходимо учитывать и брачные отношения клиента. Терапия зачастую вызывает в браке напряжение: происходят изменения клиента, и если его супруг остаётся в прежнем состоянии, то в браке нарушается динамическое равновесие. Клиент вынужден либо отказаться от развития, либо развиваться и рисковать союзом. Впрочем, это справедливо и для любых других отношений клиента - с друзьями, родственниками, коллегами по работе.
В отличие от корифеев Транзактного анализа - Эрика Берна и Клода Штайнера, Ялом предпочитал индивидуальную терапию групповой. Он отмечал:
Несмотря на всю мою любовь к групповой терапии, ее формат имеет для меня один важный недостаток: он часто не позволяет исследовать глубокие экзистенциальные проблемы.
Спасибо за ваше внимание к моей статье о книге Ирвина Ялома "Палач любви". Если после нее возникло желание прочитать эту замечательную книгу, и вы осуществите его - для меня это будет высшей оценкой моего труда.