Казалось бы странный вопрос выведен в заголовок статьи. А зачем победителю выплачивать контрибуцию побеждённым? Если уж удалось одолеть врага, то с него и нужно получить, а не ему же ещё и платить. Иначе так все начнут войны проигрывать, чтобы подзаработать.
Но, оказывается, такое всё-таки случалось в истории. По крайней мере один такой пример, известный со школьной скамьи, это знаменитая Северная война, в которой Россия в союзе с Саксонией и Данией веда боевые действия против Швеции и её союзников. На самом деле "в союзе с Саксонией и Данией" будет слишком громко сказано. Сражаться приходилось в основном в одиночку. Однако, эти союзнические отношения и после окончания Северной войны повисли грузом на шее Российской империи. Но это отдельная история. А что же с уплатой контрибуции проигравшей стороне вопреки общепринятым традициям и международным нормам?
30 августа по старому стилю или 10 сентября по новому 1721 года в городе Ништадт (современный Уусикаупунки в Финляндии, или по-шведски Нюстад) между Швецией и Россией был заключён мирный договор, подведший заключительную черту под продолжительной и изнурительной Северной войной. Самое главное, на что обычно обращается внимание авторами научных или учебных работ — это приобретение Российским государством территорий с выходом к Балтийскому морю: Лифляндии (совр. Латвия), Эстляндии (совр. Эстония), Ингерманландии (совр. Ленинградская область и Санкт-Петербург) и лена Кексгольм (совр. Карелия — часть с г. Приозерском). Но на каких услрвиях эти территории были присоединены к Российской империи, это либо остаётся без внимания, либо упоминается вскользь как нечто малозначительное. Тем не менее, по Ништатскому мирному договору за уступленные шведским королём территории российская сторона обязалась выплатить 2 миллиона ефимков (талеров, приспособленных для внутрироссийских расчётов и приравненных к серебряному рублю) в четыре приёма не позднее начала сентября 1724 года. Много это или мало? Для сравнения можно сказать, что это примерно равнялось годовому доходу казны в период Северной войны. Следует также учесть, что почти все государственные доходы тратились на войну. Так что никаких накоплений не сформировалось. Зато требовались средства для приведение страны в нормальное состояние. То есть Россия в лице его царского величества обязалась выплатить Шведскому королевству один годовой доход государства за земли, которые ещё требовали вложений.
Но и это была не единственная уступка шведскому королю, вписанная в Ништадтский мирный договор. Через порты Ригу, Ревель (Таллинн) и Аренсбург (Курессааре) устанавливалось право без пошлин и налогов вести регулярные закупки российского хлеба на 50 тясяч рублей, за исключением годов, когда хлебный экспорт будет запрещён. Нуждавшаяся в поставках российского хлеба Швеция получала таким образом себе значительную налоговую поблажку в ущерб государственным доходам России. А вот российская коммерция не получала никаких для себя преимуществ как, например, в результате походов князя Олега Вещего на Константинополь в Х веке. О том свидетельствует пункт 16 договора:
Коммерции имеют свободно и беспомешательно между обоими государствами и к оным принадлежащими землями, подданными и жителями как на земле, так и воде учреждены и сколь возможно скоро, чрез особливый трактат к пользе обоих государств учреждены быть.
Так что утверждения об успехе российских дипломатов, сподвижников Петра Великого Остермана и Брюса (не правда ли, замечательные "русские" фамилии) не слишком основательны. Это больше похоже на дипломатический провал.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.