Вторая половина 19 столетия – славное время в плане технического прогресса. По просторам разных стран начали ходить паровозы, по морям и рекам – ходить пароходы, и воздушную стихию люди, конечно, тоже не оставили без внимания и активно старались покорить ее. Уже в 1863 году француз Феликс Надар выступил со своим легендарным и переведенным на большинство европейских языков «Манифестом динамического воздухоплавания», в котором он рассказал о том, что необходимо, чтобы летать по воздуху туда, куда нужно, не слишком беспокоясь о направлении ветра. Он также сказал, что воздушные шары – это уже устаревшая вещь, что надо стремиться создать что-то новое. Но сказать – это одно, а сделать – совсем другое, и до создания первых самолетов было еще очень далеко.
Однако до француза Надара русский офицер Александр Можайский, который впоследствии был генерал-майором и даже числился контр-адмиралом флота, пришел к тем же самым выводам. Он наблюдал за птицами, пытался понять, как же они летают по небу, почему не падают. И в отличие от Надара, Можайский сделал попытку воплотить свои мысли на практике и создал несколько летательных аппаратов. Подготовка к их постройке шла долгие десятилетия и включала в себя не только изучение поведения птиц, составление планов и чертежей, бесконечные математические расчеты, но и рискованные, невероятно опасные для жизни эксперименты с использованием гигантских воздушных змеев, которых тянули за собой лошади – то есть это были эдакие аэродинамические опыты.
Исследования и опыты привели к тому, что в 1876 году Александр Можайский в Санкт-Петербурге продемонстрировал свой первый летательный аппарат с пружинным двигателем. Как писали газеты того времени, машина Можайского была способна не только плавать по воздуху в любом направлении, независимо от ветра, она еще и умела резво «бегать» по земле и даже плавать. Информация об этом чудо-аппарате прогремела в научных кругах Российской империи, и вскоре на нее обратил внимание Дмитрий Менделеев, который занимал весьма высокую должность при инженерном управлении Военного министерства. Именно Менделеев «протолкнул» идею выделить Можайскому сумму в 3 тысячи рублей, на которые тот начал строить уже другой, более сложный летательный аппарат. В конечном итоге Можайский создал машину с такой компоновкой, которая в наше время считается привычной, например, в ней были знакомые всем элероны (применены впервые в мире именно Можайским).
После долгих испытаний второго своего летательного аппарата Можайский пришел к выводу, что можно, наконец, приступать к строительству полноценной машины, той самой, которую он задумывал изначально. Но случилась неприятность – комиссия при инженерном управлении поменялась, и новые члены выделение требуемых для постройки аппарата 18 895 рублей не одобрили, проект Можайского и вовсе забраковали по той причине, что птица крыльями махать умеет, а в аппарате конструктора крылья неподвижны. В общем, никто в успех этой машины не верил.
Можайский все равно построил аппарат, хоть и на свои деньги. В июле 1882 года в Красном селе эта машина совершила свой первый и последний, если это можно так назвать, полет. С помощью паровых двигателей аппарат раскрутил все три винта, после чего по наклонным деревянным рельсам он вместе с пилотом разогнался, взлетел, и спустя некоторое время рухнул на бок. В настоящее время уже неизвестно, сколько именно продолжался этот полет, но исходя из веса машины и мощности двигателей – не более нескольких секунд.
Причина неудачи была в том, что летательный аппарат Можайского был очень массивной, весившей без малого тонну конструкцией, маломощные двигатели которой просто не могли удержать ее в воздухе дольше нескольких секунд. В оправдание конструктора стоит сказать, что даже 20 лет спустя, когда знаменитые братья Райт впервые испытывали свой самолет, он примерно столько же провел в воздухе, прежде чем упал.
В общем и целом, заслуги Можайского все равно были велики. Конструкция его аппарата не позволяет назвать машину самолетом, зато она была очень близка к тому, что мы теперь называем экранопланом. Более того, при определенных доработках его конструкция вполне смогла бы летать, но нужны были деньги, а их у Можайского больше так и не нашлось. Изобретатель совсем чуть-чуть не дожил до появления первых бензиновых двигателей, которые были не в пример мощнее паровых, и которые были способны поднять в воздух даже массивную конструкцию его аппарата. Александр Можайский умер в 1890 году, а его машина пополнила длинный список практически полностью забытых изобретений русских умельцев.
_________________________________________________________________________
Возможно Вам будут интересны другие каналы ПРОСВЕТ.ПРЕСС :
Канал «ПРОСВЕТ.ПРЕСС» - Cвежие новости и обзор событий, мнения экспертов и аналитика.
Канал «ПРОСВЕТ.ПРЕСС I О людях» - информация о жизни знаменитостей, а так же истории и судьбы простых людей .