Найти тему
Moustank

Открыл люки и забрался в танк, ставший символом блицкрига

Panzerkampfwagen III или просто T-III (как принято в советской литературе) задумывался основной машиной танковых войск вермахта, однако пробыл в этой роли относительно недолго – производство свернули под занавес 1943 года. Почему так случилось – отдельный вопрос. Суть в другом – именно с «трешкой» связаны главные успехи немецкой армии во Второй мировой войне: победы над Польшей, Францией, вторжение в СССР и стремительное продвижение к Москве в 1941-м.

Поэтому лично мне всегда было интересно познакомиться с PzKpfw III поближе, сравнив условия работы германского экипажа со службой танкистов на Т-34-76 и других наших танках. И вот – представился случай залезть внутрь третьего «пазика» из коллекции «Музея техники Вадима Задорожного».

-2

Увы, полноценного общения с вражеской техникой не вышло и на этот раз. С виду на площадке стоит комплектный PzKpfw III так называемой восьмой серии в модификации Ausf.J (1941 – 1942 годов выпуска) – c 50-мм короткоствольной пушкой KwK 38. Однако на самом деле пока это просто макет, «франкенштейн», любовно собранный из найденных поисковиками обломков различных «трешек». Машину еще предстоит поставить на ход и наполнить оборудованием. К счастью, мастера-музейщики настроены решительно – работы по «нутрянке» должны начаться в ближайшее время.

-3

Тем не менее, даже в таком виде подмосковный PzKpfw III – огромная редкость (и ценность). Побывать внутри его бронекорпуса – в любом случае большая удача.

Итак, у каждого члена экипажа PzKpfw III (пять человек) имелся свой люк для входа – выхода из машины. Например, слева через распашные створки залезал в башню наводчик орудия.

-4

Так выглядит рабочее место наводчика. Оптика, разумеется, демонтирована, однако механизмы поворота башни, привода орудия сохранились.

-5

Теперь придется включить воображение. По центру в передней части корпуса должна находиться коробка передач и прочие детали трансмиссии. Слева (где в лобовом листе видны отверстия для прибора наблюдения) размещался механик-водитель, справа – стрелок-радист.

-6

Справа в башне сидел заряжающий. Виден боковой смотровой прибор (увы, без бронестекла) и крепление спаренного с пушкой пулемета. Кстати, на ранних PzKpfw III было два MG 34.

-7

Аналогичный боковой прибор наблюдения имел и наводчик.

-8

А такую картину наблюдал заряжающий, оглянувшись назад из бокового люка.

-9

Но самый лучший обзор логично обеспечили командиру танка, который сидел на возвышении в задней части башни, за орудием. Башенка с двустворчатым люком давала круговую панораму местности, что выгодно отличало PzKpfw III от нашего Т-34-76, где командир мало что видел и вдобавок вынужден был не только руководить боем, но и выполнять обязанности наводчика. Интересный факт – до войны СССР выкупил у Германии одну «трешку» для изучения. После испытаний приняли решение внедрить аналогичную командирскую башенку и на «тридцатьчетверке», но модернизацию провести не успели.

-10

Так выглядит установка 50-мм орудия KwK 38 в башне PzKpfw III. Вскоре, при очередной доработке, средний танк получит улучшенное орудие с увеличенной до 60 калибров длиной ствола. С ним машина и завершит карьеру.

-11

Нижний уровень боевого отделения совсем голый. Зато так отлично видны поперечные торсионы подвески опорных катков.

-12

По моторному отсеку тоже гуляет ветер. Реставраторы поставят сюда двигатель от советского тягача МТ-ЛБ. Восстановленный PzKpfw III планируют активно использовать в киносъемках, поэтому имплантация родного «Майбаха» V12 – слишком дорогое удовольствие.

-13

По обоим бортам расположены аварийные люки. На поздних «трешках» от них избавились.

-14

Так эвакуационные люки выглядят снаружи. Порой их использовали для загрузки боекомплекта.

-15

Обратите внимание – резина опорных катков изготовлена шинной компанией Continental. Да и вообще к созданию и выпуску «тройки» причастно довольно много известных ныне автомобильных фирм. Так, проект танка разработал Daimler-Benz, в сборке помогали MAN, Famo, Hanomag, Auto Union, NSU, ZF.

-16

Раз уж вылезли наружу, посмотрим на другие любопытные детали. Передние створки боковых люков башни имели вот такие стопоры. Идеально работают до сих пор: надежно фиксируют увесистую деталь и отщелкиваются с небольшим усилием.

-17

Педантизм – даже для разборного шомпола (точнее, как поправляют в комментариях – банник) чистки ствола предусмотрели изящное крепление.

-18

В стремление хоть как-то повысить защищенность танка немцы прикрывали броню запасными траками. На фарах – чехлы светомаскировки.

-19

В собрании «Музея техники Вадима Задорожного» есть и еще одна интересная «трешка» – командирский танк Panzerbefehlswagen III с поручневой антенной на корме, приваренной к корпусу башней и муляжом орудия. Зато внутри размещался полноценный штаб с мощными радиостанциями для управления механизированными подразделениями.

-20

На этом все. Надеюсь, в следующий раз собранный по кусочкам PzKpfw III порадует натянутыми гусеницами, комплектной «нутрянкой» и уверенным ходом. Шансы есть.

-21

P.S. Подписывайтесь на канал – так точно не пропустите новые материалы об автомобилях, технике, вооружении, интересных местах, в которых мне удалось побывать.