Panzerkampfwagen III или просто T-III (как принято в советской литературе) задумывался основной машиной танковых войск вермахта, однако пробыл в этой роли относительно недолго – производство свернули под занавес 1943 года. Почему так случилось – отдельный вопрос. Суть в другом – именно с «трешкой» связаны главные успехи немецкой армии во Второй мировой войне: победы над Польшей, Францией, вторжение в СССР и стремительное продвижение к Москве в 1941-м.
Поэтому лично мне всегда было интересно познакомиться с PzKpfw III поближе, сравнив условия работы германского экипажа со службой танкистов на Т-34-76 и других наших танках. И вот – представился случай залезть внутрь третьего «пазика» из коллекции «Музея техники Вадима Задорожного».
Увы, полноценного общения с вражеской техникой не вышло и на этот раз. С виду на площадке стоит комплектный PzKpfw III так называемой восьмой серии в модификации Ausf.J (1941 – 1942 годов выпуска) – c 50-мм короткоствольной пушкой KwK 38. Однако на самом деле пока это просто макет, «франкенштейн», любовно собранный из найденных поисковиками обломков различных «трешек». Машину еще предстоит поставить на ход и наполнить оборудованием. К счастью, мастера-музейщики настроены решительно – работы по «нутрянке» должны начаться в ближайшее время.
Тем не менее, даже в таком виде подмосковный PzKpfw III – огромная редкость (и ценность). Побывать внутри его бронекорпуса – в любом случае большая удача.
Итак, у каждого члена экипажа PzKpfw III (пять человек) имелся свой люк для входа – выхода из машины. Например, слева через распашные створки залезал в башню наводчик орудия.
Так выглядит рабочее место наводчика. Оптика, разумеется, демонтирована, однако механизмы поворота башни, привода орудия сохранились.
Теперь придется включить воображение. По центру в передней части корпуса должна находиться коробка передач и прочие детали трансмиссии. Слева (где в лобовом листе видны отверстия для прибора наблюдения) размещался механик-водитель, справа – стрелок-радист.
Справа в башне сидел заряжающий. Виден боковой смотровой прибор (увы, без бронестекла) и крепление спаренного с пушкой пулемета. Кстати, на ранних PzKpfw III было два MG 34.
Аналогичный боковой прибор наблюдения имел и наводчик.
А такую картину наблюдал заряжающий, оглянувшись назад из бокового люка.
Но самый лучший обзор логично обеспечили командиру танка, который сидел на возвышении в задней части башни, за орудием. Башенка с двустворчатым люком давала круговую панораму местности, что выгодно отличало PzKpfw III от нашего Т-34-76, где командир мало что видел и вдобавок вынужден был не только руководить боем, но и выполнять обязанности наводчика. Интересный факт – до войны СССР выкупил у Германии одну «трешку» для изучения. После испытаний приняли решение внедрить аналогичную командирскую башенку и на «тридцатьчетверке», но модернизацию провести не успели.
Так выглядит установка 50-мм орудия KwK 38 в башне PzKpfw III. Вскоре, при очередной доработке, средний танк получит улучшенное орудие с увеличенной до 60 калибров длиной ствола. С ним машина и завершит карьеру.
Нижний уровень боевого отделения совсем голый. Зато так отлично видны поперечные торсионы подвески опорных катков.
По моторному отсеку тоже гуляет ветер. Реставраторы поставят сюда двигатель от советского тягача МТ-ЛБ. Восстановленный PzKpfw III планируют активно использовать в киносъемках, поэтому имплантация родного «Майбаха» V12 – слишком дорогое удовольствие.
По обоим бортам расположены аварийные люки. На поздних «трешках» от них избавились.
Так эвакуационные люки выглядят снаружи. Порой их использовали для загрузки боекомплекта.
Обратите внимание – резина опорных катков изготовлена шинной компанией Continental. Да и вообще к созданию и выпуску «тройки» причастно довольно много известных ныне автомобильных фирм. Так, проект танка разработал Daimler-Benz, в сборке помогали MAN, Famo, Hanomag, Auto Union, NSU, ZF.
Раз уж вылезли наружу, посмотрим на другие любопытные детали. Передние створки боковых люков башни имели вот такие стопоры. Идеально работают до сих пор: надежно фиксируют увесистую деталь и отщелкиваются с небольшим усилием.
Педантизм – даже для разборного шомпола (точнее, как поправляют в комментариях – банник) чистки ствола предусмотрели изящное крепление.
В стремление хоть как-то повысить защищенность танка немцы прикрывали броню запасными траками. На фарах – чехлы светомаскировки.
В собрании «Музея техники Вадима Задорожного» есть и еще одна интересная «трешка» – командирский танк Panzerbefehlswagen III с поручневой антенной на корме, приваренной к корпусу башней и муляжом орудия. Зато внутри размещался полноценный штаб с мощными радиостанциями для управления механизированными подразделениями.
На этом все. Надеюсь, в следующий раз собранный по кусочкам PzKpfw III порадует натянутыми гусеницами, комплектной «нутрянкой» и уверенным ходом. Шансы есть.
P.S. Подписывайтесь на канал – так точно не пропустите новые материалы об автомобилях, технике, вооружении, интересных местах, в которых мне удалось побывать.