Найти тему

Как родители, стремясь обеспечить детей всеми благами, лишают их радости

Оглавление
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Трёхлетний племянник взял ящик с игрушками моего подросшего сына. Одна машинка, другая, третья. Быстро смотрит и бросает. Машинок Хот виллс так много, что ничто не может задержать его внимание. Перебрав всё, он вдруг начинает плакать, выдавливая из себя слёзы: "Хочу ещё машинку!"

Современные дети завалены игрушками. "Вот он и дома также!" - жалуется его мама - "играет новой машинкой минут 10 и бросает, требует новую." Помню, как мой старший сын, которому сейчас 20 лет, мог часами играть одной машинкой. Правда, как только она попадала ему в руки, с колёс мгновенно снимались все шины. Потом в ход шла маленькая отвёртка для откручивания шурупов на кузове. Мы его ругали тогда, не понимая, что в этом и есть игра, интерес. Разбирать, узнавать, исследовать, что внутри - в этом и был смысл новой игрушки. Ломать - это тоже познание, элемент игры и знакомства с миром.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Сейчас игрушек так много, что ребёнку неинтересно их ломать, изучать, что внутри, разбирать. Мы по первому зову удовлетворяем любое "хочу!" и несём всё, что чадо пожелает. Ну а как же, ведь "у нас ничего не было, так пусть у детей будет" и " жизнь трудна и он успеет ещё хлебнуть по полной, так пусть сейчас у него будет всё и он не напрягается". И при этом не задумываемся о том, что избыточность атрофирует желание.

Наша психика устроена так, что 70% желаний существуют только для того, чтобы предавать вкус жизни и стимулировать нас к действию. Вы замечали, как часто миллионеры и люди, у которых всё есть, теряют вкус к жизни? Некоторые ударяются во все тяжкие, другие начинают искать адреналин, покупая себе гоночные мотоциклы, оружие, оборудование для экстремальных видов спорта и охоты. Они хотят чего-то хотеть. Но когда ты всё получаешь без усилий, часто одним нажатием кнопки, то эйфория от обладания вещью, от реализации желания каждый раз становится короче по времени.

Помню себя в детстве - как я мечтала о кукле-невесте! Родители пообещали мне её на день рождения. Я хорошо училась, поэтому стимулировать меня подарками за учёбу было не нужно. Я просто ждала этого момента, представляла, как я с ней буду играть, наряжать, какие причёски делать. Эта кукла хранится у меня до сих пор.

Я часто спрашиваю своих учеников на уроках английского, что бы они хотели получить в подарок на разные праздники, когда мы проходим эту тему. Многие дети говорят, что они не знают или ничего, потому что у них всё есть. "Я не знаю, что мне захотеть", - говорит 9-тилетний Лёша - "телефон у меня есть, планшет есть, самокат и электроскутер есть, в батутном центре я был, в лазертаг играл! О, знаю! Я хочу шпионскую ручку!" Да, часто дети, у которых всё есть, радуются простым мелочам типа слаймов и ручек! Мы в нашей школе дарим эти вещи за хорошую учёбу, а ещё они копят наклейки, и нужно видеть, как они радуются каждому стикеру и всякой канцелярской ерунде, в то время как их пеналы забиты этими вещами. А почему? Потому что эти вещи получены за труд! Получены с усилием, и они отражают эти усилия.

Вознаграждение за труд ценится намного больше, чем полученная с лёгкостью вещь. К тому, что досталось с трудом, даже отношение другое, более бережное.

Сейчас я наблюдаю, что когда детям что-то обещают за хорошую учёбу, это не стимулирует их учиться лучше. Потому что они знают, что им всё равно купят телефон, потому что "ребёнку ведь нужен телефон и что, мой хуже других, что ли?" Родители сами ставят условия и сами же их не соблюдают. Конечно, мы все стараемся сделать жизнь своих детей лучше, но не нужно забывать, что всё, много и сразу может быть вредно.

Если у Вас есть что добавить, делитесь в комментариях и подписывайтесь на канал!