компьютерная инди-игра в жанре песочницы , изначально созданная шведским программистом Маркусом Перссоном и выпущенная его компанией Mojang AB . Перссон опубликовал начальную версию игры в 2009 году; в конце 2011 года была выпущена стабильная версия для ПК Microsoft Windows , распространявшаяся через официальный сайт. В последующие годы Minecraft была портирована на Linux и macOS для персональных компьютеров; на Android , iOS и Windows Phone для мобильных устройств; на игровые приставки PlayStation 4 , Vita , VR , Xbox One , Nintendo 3DS , Switch и Wii U . В 2014 году корпорация Microsoft приобрела права на Minecraft вместе с компанией Mojang AB за 2,5 миллиарда $. Студия 4J (англ.) русск. портировала игру на игровые приставки, а Xbox Game Studios разработала мультиплатформенную версию Minecraft и специальное издание игры для образовательных учреждений[⇨] .
Перссон написал Minecraft на Java с использованием библиотеки графического вывода LWJGL , черпая идеи из таких игр, как Dwarf Fortress , Dungeon Keeper и Infiniminer (англ.) русск. [⇨] . Minecraft даёт в распоряжение игрока процедурно генерируемый и изменяемый трёхмерный мир, полностью состоящий из кубов — его можно свободно перестраивать, создавая из этих кубов сложные сооружения — эта особенность делает игру схожей с различными конструкторами , такими как LEGO . Minecraft не ставит перед игроком каких-либо конкретных целей, но предлагает ему свободу действий: например, игрок может исследовать мир, добывать полезные ископаемые, сражаться с противниками и многое другое[⇨] . Игра включает в себя дополнительные режимы, например, «выживание», где игроку нужно самому добывать ресурсы, и «творчество», где у игрока эти ресурсы есть в неограниченном количестве[⇨] . Механика «редстоуна» (англ. Redstone ) позволяет создавать в игре сложные логические схемы — тем самым игра может служить виртуальным конструктором для программистов и инженеров[⇨] .
Minecraft получила всеобщее признание среди игровой прессы и множество наград. Критики выделили такие основные достоинства, как реиграбельность , минималистичный дизайн, динамичный саундтрек и большую свободу творчества, ограниченную лишь фантазией игрока; недостатками они посчитали наличие недоработанных предметов и сложности с созданием сетевой игры, а также отсутствие в игре режима обучения. Разработчики устранили эти недостатки в последующие годы[⇨] . На лето 2020 года было продано более 200 миллионов копий на всех платформах, что делает Minecraft самой продаваемой игрой в истории (англ.) русск. , и 132 миллиона игроков запускали игру хотя бы раз в месяц[⇨] . В популяризации и коммерческом успехе Minecraft большую роль сыграли пользовательский контент , в том числе видеоролики, распространяемые через YouTube , и множество сторонних модификаций [⇨] . На сегодняшний день Minecraft представляет собой целую франшизу , включающую в себя, помимо основной игры, такие игры как Minecraft: Story Mode [⇨] , Minecraft Earth и Minecraft Dungeons .