Найти тему

Психологическое просвещение и поддержка в кризисных ситуациях

Автор
Автор

Психологическое просвещение и поддержка в кризисных ситуациях (на примере деятельности регионального центра практической психологии Саратовского университета в период пандемии)

Известно, что в условиях экстремальных и чрезвычайных ситуаций психологическая помощь и поддержка становятся особенно важными. Сегодняшние условия довольно ярко обозначили роль массмедиа как инструмента и площадки оказания психологической помощи населению и реализации программ по психологическому просвещению населения. Стремительно возросшая за прошедший год потребность жителей города в психологической помощи является ярким примером: в период самоизоляции многократно возросла востребованность психологической поддержки, оказываемой университетским центром практической психологии, об этом свидетельствует посещаемость страницы нашего центра, которая возросла за апрель-май более чем в десять раз.

Неслучайно вопросы психического здоровья и психосоциальной поддержки относятся к ключевым моментам всех мер, принимаемых в мире для борьбы с пандемией. В связи с этим в медиапространстве региона силами Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского была организована масштабная информационная и методическая работа, направленная на психологическую профилактику вероятных негативных последствий кризисных ситуаций и просвещение населения в новых формах адаптивного поведения.

В рамках данной публикации хотелось бы поделиться с коллегами опытом использования массмедиа в качестве инструмента психологического просвещения на примере деятельности университетского центра в период пандемии. Целью Регионального центра практической психологии Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (РЦПП СГУ) является помощь жителям нашего региона в решении задач повседневной жизни и профессиональной деятельности за счет использования достижений современной психологической науки, содействие в формировании психологической культуры региона на базе развития практик заботы о себе и в укреплении психологического здоровья жителей региона. Данная цель напрямую связана с реализацией миссии центра, которая заключается в психологическом просвещении населения. На наш взгляд, психологическое просвещение сегодня можно по праву отнести к основополагающей миссии деятельности как практикующего психолога, так и преподавателя психологии.

В конце марта 2020 года было принято решение открыть на сайте центра рубрику «Дежурный психолог» , с апреля по субботам выходят статьи преподавателей факультета психологии по запросам и вопросам наших читателей.

Приведем в качестве примера несколько отрывков из статей дежурных психологов.

Дежурный психолог Л. Н. Аксеновская : «Вернемся к тем, кто нас ждет. История вторая».

«… — Ну, да. Я всем приготовил одинаковую книгу. Потому что каждый из нас будет учиться заботиться о себе. Самостоятельно. Не выходя из дома, — сказал медведь Потапыч и строго посмотрел на лесное собрание.

— Мы не против учиться, — озабоченно произнесла белочка. — Но это какое-то странное учение, мне кажется. Можно учиться собирать орехи, можно учиться сушить грибы, еще можно учиться прыгать с ветки на ветку… А как учиться «заботиться о себе»?

— Вот-вот, и я тоже не понимаю: это как делают? Это зачем делают? Заботятся о себе почему? — зачастила сорока…

Звери задумались. И маленькая девочка вместе с ними. Каждый подумал, что и о себе тоже нужно заботиться каждый день. Чтобы преодолевать расстояния и открывать миры, чтобы узнавать свои удивительные способности и помогать близким, чтобы радовать других…Чтобы побеждать охотников, которые охотятся на тебя. Чтобы быть счастливым».

Дежурный психолог М.В. Жижина : «Волшебство мозаики счастья (статья третья: счастье сегодня или на потом!?)».

«Яркой иллюстрацией, откладывания счастья на потом является фраза «сейчас я не чувствую себя счастливым, моя жизнь меня не особо устраивает, но вот совсем скоро, когда я…», этим «когда» может быть и «свадьба», и «новая работа», и «покупка машины», и «строительство собственного дома», и «переезд в другой город или страну», и «выход на пенсию». Рассуждая подобным образом, человек живет не настоящим, а скорее мечтами о будущем, вследствие чего не может эффективно и рационально использовать временной резерв настоящего, другими словами, попросту «убивая собственное время», но и, более того (что является не менее важным), не живя и не получая удовольствия от жизни «здесь и сейчас».

Обозначим базовые шаги по преодолению «синдрома жизни на потом».

1. Осознайте скоротечность этой жизни и отсутствие девяти других: осознание факта своей единственной жизни просто необходимо.

2. Включите режим осознанности и включенности в каждый момент времени — есть прекрасное выражение: «Когда моешь чашку — думай о чашке». Многие вещи мы делаем уже буквально на автомате, по привычке, забывая о важности умения наслаждаться маленькими радостями жизни (по-настоящему почувствовать вкус утреннего кофе и насладиться его ароматом; увидеть все богатство палитры красок осени, послушать шуршанье листьев под ногами и т.п.).

3. Сосредоточьтесь на том, что делает вас счастливым, — перестаньте проецировать счастье на ближайшее или дальнее будущее. Живите в моменте! Важно иметь вдохновляющие цели, но не надо увлекаться ими настолько, чтобы не замечать или игнорировать другие радости жизни в настоящем моменте. Следуя к своей мечте, умейте радоваться и получать удовольствие от самого процесса, пути к достижению цели.

4. Сформируйте в себе привычку (искусство) мыслить позитивно, или, другими словами, повышайте свой уровень реального оптимизма, так как уже известно, что позитивный стиль мышления расширяет жизненное пространство и горизонты личности, актуализирует новые жизненные цели, повышает активность жизненной позиции, наполняя человека позитивными эмоциями и энергией.

5. Перестаньте ждать, терпеть и начинайте действовать сегодня, в ближайшие минуты, так как «завтра» означает «никогда» — забудьте про репетиции к гала-концерту и начинайте жить здесь и сейчас (начните делать то, что все собирались делать с понедельника, через два года; достаньте из шкафа костюм (платье), который бережно хранили для особого случая или встречи; начните пользоваться красивой посудой, скатертью не дожидаясь долгожданных гостей; позвольте себе удовольствия, которые вы давно откладывали на следующую жизнь).

Пора наконец-то перестать откладывать жизнь на потом, ожидая подходящего момента!»

Дежурный психолог А.А. Карелин : «Нейролингвистическое программирование: техники формирования мотивации».

«1. Подумайте о том, что вам нужно сделать, важно сделать, но никак не получается взяться за это дело.

2. Получите доступ к зрительному образу этого важного для вас занятия. Мысленно посмотрите, как вы это делаете, или представьте, как вы могли бы это делать. Оставьте пока эти образы и перейдите к следующему шагу.

3. Найдите в своей повседневной жизни занятие, которое привлекает вас, доставляет вам удовольствие, и вы регулярно посвящаете ему определённое время каждый день (частоту занятия вы можете выбрать сами).

4. Получите доступ к зрительному образу привлекательного для вас занятия (осознайте его). Мысленно посмотрите, как вы это делаете, и получите удовольствие от того, что увидели. Спросите себя: «Хочу я с таким же желанием и удовольствием готовиться к экзамену (писать курсовую и пр.)?» Если «да», то переходим к следующему шагу.

6. Образ привлекательного для вас занятия (из пункта 4) поместите перед собой на заднем плане, а образ занятия слабомотивированного (из пункта 2) на переднем плане перед собой.

6. Наблюдайте за образами. Они через небольшое время (обычно 5–10 секунд) начинают трансформироваться, вступают во взаимодействие друг с другом. Через некоторое время (у всех по-разному) трансформация образов замедлится или прекратится. Это означает, что процесс завершён.

Техника описана на примере зрительного образа, но её можно применять и с использованием образов иных чувственных модальностей».

Дежурный психолог М.В. Жижина : «Позитивные эмоции как психологический бензин личности (психологические практики регуляции эмоциональных состояний)».

«В ситуации энергетического спада старайтесь вспомнить о вдохновляющей вас мечте. Она настолько должна вас вдохновлять, что одни только мысли о ней уже должны повышать ваше настроение, настраивать на работу. Каждый день ищите источники своих радостей.

В случае крайнего уныния и нежелания ничего делать, прежде всего, крайне важно волевым усилием сконцентрироваться на желаемом настроении. И здесь как нельзя лучше подойдет позитивная визуализация — это мысленное представление и переживание воображаемых благоприятных желаемых событий; она способствует тому, что человек в меньшей степени подвержен воздействию негативных мыслей, поскольку сконцентрирован на достижении успеха и обретении счастья. Наши мысли оказывают большое влияние на эмоции, а наши эмоции влияют на наше самочувствие и поведение. Было бы ошибочным полагать, что эмоции возникают из внешних обстоятельств и эмоции влияют на мысли, чем наоборот. В действительности именно мысли, убеждения, представления, а не внешние обстоятельства порождают определенные эмоции. Поэкспериментируйте в течение 5–10 минут, пробуя изменять свои эмоции только при помощи смены мыслей, поочередно вызывая у себя ощущение счастья, легкой грусти, гордости, уверенности и удовлетворенности».

В апреле совместно с нашими читателями были открыты еще несколько проектов. Один из них — «Психофитнес онлайн» , включающий в себя программу вебинаров преподавателей факультета психологии. Программы вебинаров подготовлены по просьбам наших читателей, которые хотели стать зрителями и участниками прямого общения с нашими психологами.

Следующий проект — «Приглашенный эксперт» . В рамках данной рубрики публикуются статьи известных экспертов — психологов, бизнес-тренеров, коучей из разных точек мира.

Инновационная деятельность центра была направлена на консолидацию усилий экспертного профессионального сообщества психологов, в том числе с международным участием. В работе рубрик центра приняли участие известнейшие отечественные исследователи из разных городов России (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Психологический институт РАО, Российский государственный университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет, Таганрогский институт им. А.П. Чехова, Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, Вятский государственный университет), а также зарубежные эксперты из Рутгерского государственного университета Нью-Джерси (США), Иерусалимского Центра обучения, Калифорнийского университета (США), Университета имени Эразма Роттердамского (Нидерланды).

Приведем в пример отрывки из материалов, опубликованных в этой рубрике.

Надежда Бондаренко : «Как победить выученную беспомощность».

«Если вы замечаете у себя симптомы выученной беспомощности, срочно берите свои мысли и энергию под контроль.

Постарайтесь определить области работы или личной жизни, на которые вы точно можете повлиять, — то, что лежит в области вашего контроля. И сделайте первые маленькие шаги на пути перемен.

Корректируйте стиль своего мышления. Не обвиняйте себя, ищите сбалансированные внутренние объяснения неудач».

Оксана Анатольевна Пикулёва : «Без паники или посторонним В. Как сохранить свою ресурсность в тревожное время?».

«Сегодня мы все попали в блокбастер, который не можем прокрутить вперед и увидеть, чем он закончится. Мы в этом фильме не зрители, а актеры… Что делать, если нас внезапно настигла паника? В это момент нам очень пригодится модель «3Д»: Дыши, Думай, Действуй. Важно разбить эмоциональную волну этими последовательными этапами…

Маркируйте свои мысли и эмоции. Просто проговорите про себя (а лучше вслух): «Я чувствую это», «У меня появились вот такие мысли». Тем самым мы дистанцируемся от этих мыслей, чувств, эмоций. Становимся наблюдателями.

«Заземлитесь» — почувствуйте связь со своим телом. В ситуации затяжного стресса рекомендуется хотя бы раз в день лечь на пол и 2–3 минуты полежать с закрытыми глазами.

Включите воображение, используя технику позитивной визуализации. Помним, что для нашего мозга реальность и воображение — это одно и то же. Вспомните свое «спокойное место». У каждого есть то место, где он чувствовал себя в душевной радости: отдых в красивом месте, сад на даче и так далее. Просто представьте себе это место. Надо ярко мысленно себе представить его и тем самым вызвать приятные чувства.

Выстроить систему личных ритуалов дня и недели, мер борьбы со стрессом у себя и в своем окружении.

Готовить своими руками еду…»

Тахир Юсупович Базаров : «Чему нас научила изоляция?».

«Для упреждения негативных последствий настоящие лидеры еще до снятия ограничений начали заниматься подготовкой команд к выходу и продумыванием новых форматов работы. Речь идет не о способности предсказывать будущее, а о вдумчивом анализе текущей ситуации. Шахматиста Гарри Каспарова как-то спросили, на сколько ходов вперед он думает. Ответ был неожиданным: «Главное в шахматах — это не то, на сколько ходов вперед ты думаешь, а как ты анализируешь текущую ситуацию». Что означает анализировать ситуацию в сегодняшних условиях? Нужно постоянно собирать информацию и выделять ресурсы на ее обработку. Важно отрефлексировать и актуализировать весь свой опыт преодоления сложных обстоятельств. Исследования показывают, что люди делают это по-разному. Одни занимаются разбором полетов и поиском виноватых, а другие — «утилизацией» успеха. Они умеют не только извлекать уроки из ошибок, но и превращать успех в новые тиражируемые решения, и этот навык очень важно подключать в условиях изменений. Ясное понимание ситуации и своей позиции в ней — лучшая подготовка к грядущему. Тот, кто говорит, что не знает, что делать дальше, на самом деле, не знает, что с ним происходит сейчас. Нужно найти способы прислушиваться к себе, помогать себе и окружающим. История показывает, что в экстремальных обстоятельствах чаще всего выживают люди, которые помогают спастись другим. Ценностная установка на заботу о другом помогает взять ситуацию под контроль и начать действовать. Оказывая помощь, человек вынужден выйти в рефлексивную позицию (ту самую транспозицию). Это позволяет увидеть ситуацию со стороны более системно и комплексно, и в результате повышаются шансы с ней справиться. Человек, сфокусированный только на себе, своих потребностях и страхах, находится в более уязвимой позиции. Творчество и созидательная деятельность, сопряженная с поиском нестандартных решений, тоже помогает избавиться от ощущения зависимости от состояния “здесь и сейчас”».

Соня Любомирски : «Как повысить свой уровень счастья».

«Неделя 1. Шаг 1. Практикуйте благодарность. Нелегко быть благодарным в трудные времена, но благодарность — одно из лучших противоядий от негативных эмоций, таких как страх и отчаяние. Первый шаг, который вы можете сделать, — это вести журнал благодарности: когда вы просыпаетесь утром, кратко запишите несколько вещей, за которые вы благодарны в этот день. Это может быть всё что угодно — от обыденного (ваши цветы наконец-то распустились) до чего-то более внушительного (первые шаги вашего ребёнка). И если есть конкретный человек, который поддерживал или помогал вам во время эпидемии COVID-19, не ждите момента, чтобы выразить свою признательность. Позвоните ему сегодня и поблагодарите его. Вы почувствуете себя не только счастливее и более связанным с ним, но и вдохновленным для дальнейшего самосовершенствования.

Шаг 2. Будьте оптимистичны. Это нелегко, но по возможности в течение дня, ищите позитивную сторону в любой ситуации, ищите луч надежды в сегодняшних невзгодах и замечайте, что правильно, а не что неправильно. Раз в неделю вы также можете записывать в дневник свои желания о лучшем будущем, будь то через год или через 10 лет. Вы удивитесь, насколько вы воспрянете духом.

Шаг 3. Цените свои ощущения. Раз в день старайтесь прислушиваться к своим ощущениям. Вы можете делать это любым способом — получая удовольствие от сладости спелого фрукта, наслаждаясь запахом свежескошенной травы или вслушиваясь в каждую ноту своей любимой музыкальной композиции — все, что подходит именно вам. Для обострения своих ощущений вы можете попытаться время от времени блокировать некоторые из своих органов чувств — скажем, как-нибудь на неделе вы могли бы закрыть глаза во время обеда и насладиться ощущениями вкуса еды».

Мария Антоновна Одинцова : «Парадоксы жизнестойкости и загадки трудных жизненных ситуаций».

«Самыми сложными, но и одновременно самыми привлекательными могут стать ситуации неопределенности? Именно так, потому что в них содержится загадка, тайна, секрет. Такой ситуацией на сегодняшний день для всех нас стала пандемия. Ничто так не обостряет все способности человека, как фраза: «Скажу тебе по секрету…» Загадочность неопределенных ситуаций манит, их хочется разгадать, проявляется высокая активность, что повышает жизнестойкость. Хорошему развитию жизнестойкости содействуют трудные жизненные ситуации, выходящие за грань повседневности, при прохождении которых повышаются даже неведомые нам ресурсы (x), и человек в состоянии найти оригинальные способы ее решения (y). Таким образом, в психологической задаче (10+x=y), связанной с большими, казалось бы, невероятными трудностями, от второго слагаемого (x) зависит успешность преодоления и жизнестойкость. И такая задача есть только в классе ситуаций, выходящих за рамки повседневности. Во всех остальных ситуациях существуют те или иные ограничения, в первую очередь внутренние. Но у человека всегда есть возможность выйти за пределы этих ограничений».

Мария Хайнц : «Как помочь себе и близким в период пандемии: 5 простых шагов на пути к психологическому благополучию».

«Итак, первое, что мы делаем, — снижаем влияние внешних источников тревожности. То есть анализируем для себя: после общения с кем я чувствую себя хуже? После просмотра каких передач или фильмов я чувствую себя хуже? И здесь стараемся брать контроль над ситуацией в свои руки: например, видео меняем на текст или на картинки; если можем отказаться от картинок — то только на текст; если можем отказаться от текста, то исключаем и текст тоже. Если мы хотим посмотреть какой-то фильм, то меняем фильм, который доставляет нам беспокойство, на спокойные, более позитивные фильмы».

Следующий проект — «Библиотека» , включающий в себя книги в мини-формате на интересующие читателей темы, связан с желанием оказать психологическую помощь и поддержку жителям региона, а также вдохновить читателей на позитивные изменения.

Рост обращений в наш центр с самыми различными вопросами стал основанием для создания площадки — рубрики «Дежурство магистрантов факультета психологии» , в рамках которой магистранты, будущие консультативные психологи, проходят производственную практику. Наряду с этим магистранты факультета принимают активное участие в деятельности аккаунта центра в Инстаграм, публикуют свои статьи и ответы на вопросы читателей.

Осенью на базе университетского центра открылась «Школа Юного психолога» , формат реализации данного проекта предусматривает 8 субботних занятий, включающих в себя интерактивные лекции, практикумы, тренинги, а также посещение слушателями вечернего занятия на факультете психологии, экскурсию по факультету и встречи со студентами-психологами. Обучение в Школе направлено не только на получение представлений о психологической науке и профессиональной деятельности психолога, но и ориентировано на то, чтобы слушатели смогли лучше понять себя и принять обоснованное решение о поступлении на факультеты университета.

Сегодняшняя ситуация с вынужденным социальным дистанцированием, широким внедрением обучения в дистанционном формате поставила на повестку дня необходимость задуматься о большей вовлеченности студентов в университетскую жизнь, в общение с однокурсниками, преподавателями, сотрудниками вуза. С целью реализации данной практической задачи в ноябре 2020 г. РЦПП открыл новый проект — «Помощь по обмену: университетский бадди» . Проект связан с созданием медиасообщества, которое ориентировано на интеграцию и психологическую поддержку студентов университета в условиях дистанционного обучения, тем самым способствуя эффективной реализации целей университетского образования.

Таким образом, деятельность РЦПП СГУ в этих условиях с учетом экстремальности ситуации направлена на купирование возникающих негативных эффектов. Реализация основных проектов РЦПП СГУ осуществляется в плане:

  • использования психотерапевтического потенциала медиа с целью снижения и минимизации негативных эффектов не только самих массмедиа, но и последствий кризисных ситуаций;
  • использования медиатехнологий как инструмента решения задач, связанных с психологическим просвещением населения;
  • использования массмедиа как площадки оказания профессиональной психологической помощи и поддержки.

Сегодняшние условия позволяют с уверенностью говорить о новом звучании роли массмедиа в психологическом просвещении населения, которое в условиях экстремальных и чрезвычайных ситуаций по праву можно считать важнейшей миссией массмедиа. Именно массмедиа сегодня являются неотъемлемой частью оказания психологической помощи и поддержки. Стремительно возросшая в текущем году потребность населения в психологической помощи является ярким подтверждением того, что вопросы психического здоровья и психосоциальной поддержки относятся к ключевым моментам всех мер, принимаемых в мире для борьбы с пандемией.

Учитывая особенности и чрезвычайный характер современной ситуации, все возрастающую медиавовлеченность человека в виртуальный мир, глобальный характер пандемии, целесообразно разработать и внедрить использование различных медиаплощадок и медиапрограмм, способствующих повышению эффективности просветительской деятельности психолога и популяризации психологической помощи. Реализация миссии массмедиа в психологическом просвещении может быть осуществлена в проектной форме, в виде разработок системы мер и специальных, в том числе — компьютерных, медийных программ по реабилитации и профилактике возможных рисков и медиатравм, то есть с помощью организации в медиапространстве масштабной информационной, методической работы.

Все вышеизложенное со всей очевидностью позволяет говорить об актуализации массмедиа как неотъемлемой части социального института оказания психологической помощи и поддержки, так и эффективного инструмента решения новых задач, связанных с психологическим просвещением.

Практика показала, что сложившаяся в мире ситуация с пандемией коронавируса активизировала всевозможные стрессовые факторы и подтвердила наличие глобальной потребности в развитии психологической грамотности и в повышении психологической культуры населения. Сегодняшние кризисные явления подтвердили необходимость усиления активной работы в направлении применения техник терапии и психологического просвещения населения, следствием которых может стать повышение стрессоустойчивости за счет обучения навыкам совладающего поведения и методам саморегуляции.

Жижина Мария Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент. Доцент кафедры общей и социальной психологии факультета психологии Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.
Саратов

-2

Материалы по теме

Саморегуляция как фактор сохранения идентичности в ситуации неопределенности

24.03.2021

Друзья «Психологической газеты» — о свободе, ценностях, осознанности и жизнестойкости

08.02.2021

Стресс в эпоху неопределенности: симптомы и техники саморегуляции

26.11.2020

«Принимайте решения обдуманно»: Дмитрий Ковпак о прививках от COVID-19

21.08.2020

«Позаботьтесь о своем экипаже». Взгляд космического психолога на самоизоляцию

03.04.2020

"Коронавирус и (не)поехавшая крыша": о том, как справляться с тревогой

17.03.2020

XIII Саммит психологов: наша миссия – сохранить Человека

06.06.2019

Мэтры психологии о психическом здоровье, психологии и психотерапии

10.10.2018

Переживание коллективной травмы пандемии: попытка осмысления

23.03.2021

Этическая среда: благодарность и личные границы в работе психолога

13.02.2021

Психологическая помощь в России — обсуждение законопроекта на круглом столе в МГУ

26.01.2021

Как пережить психологический кризис. Начало декомпрессии

20.01.2021