Найти тему

Мистическая старинная быль Гоголя

Оглавление

Обзор повести "Страшная месть"

                                       Обложка к сериалу по мотивам рассказов Гоголя
Обложка к сериалу по мотивам рассказов Гоголя

“Страшная месть” – мистическая повесть, вошедшая в сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Произведение датируется 1831 годом. Изначально оно именовалось “Страшная месть, старинная быль”, однако в последующих изданиях часть названия была упразднена.

В повести красочно описывается украинский быт, обычаи, запорожское казачество. Рассказ изобилует образами из украинского фольклора. При прочтении становится очевидным влияние народных песен, притч и дум.

Содержание своими словами

Главными героями данного произведения являются: казак Данила Бурульбаш, его жена Катерина, сын Иван, отец Кати колдун, 2 друзей Иван с Петром, есаул с сыном и невесткой.

Гуляя на свадьбе у есаула, все гости увидели внезапно появившегося на торжестве колдуна. Данила стал замечать странное поведение своего тестя, не пьющего, который вёл себя не как истинный христианин.

Однажды казак увидел огонь в стороне по направлению к реке и выследил в доме у колдуна тестя, который сам оказался колдуном в момент разговора с душой дочери, обвинявшей его в убийстве супруги. С тех самых пор Даниле стало совсем неспокойно.

После одной из ссор с ним тесть ранил казака в руку. Когда Данила плыл по реке с женой и сыном мимо кладбища, то увидел на нём стариков, призраков, которые то поднимались из могил, то опять туда же опускались.

В итоге сражения с ляхами колдун примкнул к ним и был схвачен и заточен в подвал. Дочь отказалась от него. Отец подговаривал её против казака и в процессе боя с врагом Данила был убит колдуном из мушкета.

Катерина с младенцем сыном спряталась у есаула и видела сон, что её отец хотел стать ей мужем, угрожая убить её ребёнка. Вскоре она проснулась и как безумная закричала, что Ивана убили. Все обнаружили в люльке неживого младенца.

В это время к есаулу с Карпатских гор ехал изменившийся до неузнаваемости колдун. Он прибыл к нему под видом друга казака, а обезумевшая от горя Катерина бегала по лесу с ножом в поисках своего отца. При беседе с колдуном она сразу узнала в нём отца и набросилась на него, но была повержена им.

После этого колдун поехал в Киев, ошибочно сворачивая на другие дороги и пришел в результате к святому схимнику, попросив его помолиться за него, а получив отказ, убил старца.

В Глухове бандурист рассказал историю про 2 друзей Ивана и Петра, которые так сильно были дружны между собой, что всегда всё делили поровну!

Однажды они отправились на поиск паши по приказу короля Степана, обещавшего за его поимку полцарства в награду. Иван привёл пашу и получил обещанную награду за Карпатьем, разделив её с лучшим другом, который всё равно задумал против него страшную месть.

По дороге за Карпаты поздней ночью при въезде на дорогу, пролегающую мимо пропасти, Пётр вдруг столкнул туда Ивана вместе с привязанным к нему сыном и конём, но тот не сразу упал, а удерживаясь за сук, молил друга спасти хотя бы его сына, но тот вопреки просьбам столкнул его в бездну.

Находясь у Бога перед Страшным судом, Ивану господь повелел самому выбрать наказание для Петра, и тот выбрал самое страшное наказание и возмездие, чтобы всё будущее потомство его лучшего друга было несчастным, а деды с прадедами в беспокойстве своём вставали бы из могил и наказывали бы истязанием Петра, а он ел бы землю, а последний предок друга чтоб стал первым злодеем всей земли.

Иван для себя попросил у Бога, чтобы он сам в день наказания друга выходил бы из этой пропасти и поднимая Петра на воздух, бросал бы его обратно в бездну. Господь согласился исполнить такое желание при условии, что Ваня так и будет стоять на вершине пропасти и никогда не узнает царствия небесного.

                                   Иллюстрация к повести Гоголя "Страшная месть"
Иллюстрация к повести Гоголя "Страшная месть"

Исторический смысл рассказа Гоголя

В историческом плане это произведение оказалось весьма значимым не только для Николая Васильевича, но и для всей русской литературы, поскольку в нём нашли отражение события, связанного с борьбой запорожских казаков против Турции и Речи Посполитой. Это подтверждают воспоминания о военных действиях главного героя повести Данилы Бурульбаша.

“Страшная месть” окутана легендарно-фантастическим ореолом. В рассказе поднята магическая тема потусторонних явлений человеческой природы.

И всё это описано с присущим Гоголю мастерством.

Классик то высмеивает эти явления, то внедряет их в казацкий быт, фольклор и народные обычаи, то красочно создаёт мрачные и зловещие картины жизни, передавая своё настроение и влияя на восприятие читателя. Это особенно зримо прослеживается в описании местности, где происходят события. Недаром школьникам рекомендовано изучать наизусть отрывки повести, в которых писатель детально и колоритно создаёт пейзажные зарисовки родной земли.

Образы героев

Через характеры изображенных персонажей автор с высокой точностью передаёт культурные особенности и мировоззрение героев того времени, сохраняет истину в описании костюмов, предметов быта, традиций. Гоголь преследует цель точно воспроизвести внешний и внутренний образ типичной казацкой семьи, стандарты поведения в обществе мужа и жены.

Вот как он описывает жену Бурульбаша: “Дивилися гости белому лицу пани Катерины, черным, как немецкий бархат, бровям, нарядной сукне и исподнице из голубого полутабенеку, сапогам с серебряными подковами”.

Читатель понимает, что это не просто описание одежды героини. Данные строки передают настроение Катерины и даже дух произведения. Национальные особенности автор видел во всех деталях жизни народа.

Весёлая непринужденность, чувствительность, романтизм и искренность были присущи жителям украинских земель.

И в этом, как отмечают многие критики и литературоведы, “Страшная месть” перекликается с повестью “Вий”. Схожи и многие герои этих произведений, мистические существа из народных сказов и легенд. Николай Васильевич профессионально стирает грань между реальным и вымышленным, переплетает события в одно целое, соединяет судьбы настоящих и мистических персонажей.

Колдун - отец Катерины, но в отдельных эпизодах он символизирует дьявола, предстаёт перед читателями существом, которое вобрало в себя всё запрещенное и перечащее принципам реального человека.

Практически все персонажи повести представляют собой собирательные образы, характерные для народа, а многие события происходят на ограниченном и удалённом пространстве: на хуторе, в глухом селе в горной местности. Это впечатление усиливают и великолепные гоголевские пейзажи. Картина происходящего видна читателю как на ладони.

Автор будто бы анализирует события и поступки своих персонажей со стороны, что весьма характерно для сказок, легенд и других произведений с элементами мистики и фантастики. Но Гоголь не изменяет и другим творческим традициям - иронично, немного нереально, но очень поучительно он показывает своё отношение к происходящему.

Повесть “Страшная месть”, как и другие произведения из сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”, родилась на пересечении западных и восточных литературных традиций. Элементы романтизма многие критики усматривают в личном отношении писателя ко всем событиям и героям. Их подчеркивают также мистическая составляющая и лёгкая ирония автора.

Обозревая “Страшную месть”, нельзя обойти вниманием ещё одну гоголевскую тему, которую мало кто исследовал. Речь идёт о природе человеческой мести. В этом произведении мстительность является ключевым фактором, на который нанизан весь сюжет.

Автор считал, что наказуемо не только самое страшное зло, но даже то, что совершено с “благородной” целью. Поэтому Бог карает не только род убийцы Петра, а и самого мстителя Ивана. Тот обязан вечно стоять на горе и смотреть на страшную кару, которую придумал для своего лучшего друга.

Поражает, что литератор создал “Страшную месть”, трудясь над ней на протяжении целых 20 лет! Откуда же такие глубокие философские и житейские познания в столь юном возрасте? Наверное, этот феномен так и останется тайной, как и многие другие факты, связанные с личностью и творчеством Николая Васильевича Гоголя.

Ставьте лайки и при желании подписывайтесь на мой канал все, кто не боится мистики произведений и творчества самого загадочного писателя прошлых столетий в частности! Продолжение следует...

Кто для вас лично Гоголь, больной гений, как считает Познер или гений, которого просто сложно было понять его современникам? Вы бы согласились исполнить роли персонажей его творений или снять документальную передачу про него?