Найти тему
Svetlana Astrikova "Кофе фея"

Великая княжна Татьяна Романова. Ненаписанный портрет.

.....

...Она при жизни своей не удостоилась написания официального парадного портрета. Не успели художники осветить ее красоту кистью, сохранить на холсте.

Или мне так кажется, и я не знаю подробностей?

О внешности великой княжны Татьяны Николаевны Романовой написано немало, но особо точно и тонко о ней писала баронесса София Буксгевден: «Татьяна была наделена поразительной красотой. Она была высокая, стройная, как Императрица, хотя ее темные волосы, светлая кожа лица и широко расставленные глаза придавали ей поэтический вид, что не вполне соответствовало ее характеру: сдержанности и целеустремленности».

С.Я. Абросимова писала в своих мемуарах, создавая подлинный портрет русской Великой княжны:

«Направо от меня сидит великая княжна Татьяна Николаевна. Она великая княжна с головы до ног, так Она аристократична и царственна. Лицо её матово-бледно, только чуть-чуть розовеют щёки, точно из-под её тонкой кожи пробивается розовый атлас. Профиль её безупречно красив, он словно выточен из мрамора резцом большого художника. Своеобразность и оригинальность придают её лицу далеко расставленные друг от друга глаза. Ей больше, чем сёстрам, идут косынка сестры милосердия и красный крест на груди. Она реже смеётся, чем сёстры. Лицо её иногда имеет сосредоточенное и строгое выражение. В эти минуты она похожа на мать. На бледных чертах её лица — следы напряжённой мысли и подчас даже грусти. Я без слов чувствую, что она какая-то особенная, иная, чем сёстры, несмотря на общую с ними доброту и приветливость. Я чувствую, что в ней — свой целый замкнутый и своеобразный мир.»

Мосолов добавляет к этому портрету, со сдержанностью и резкостью министра Двора, свои краски: «Татьяна была выше, тоньше и стройнее сестры, лицо — более продолговатое, и вся фигура породистее и аристократичнее, волосы немного темнее, чем у старшей. На мой взгляд, Татьяна Николаевна была Самой красивой из четырёх Сестёр».

***

В семье Татьяна Николаевна носила шутливое прозвище «гувернантка»: ибо обладала способностью разрешать споры и ссоры, утешать и устраивать незаметно любого человека с комфортом и уютом, очаровывая его искренностью и истинным аристократизмом манеры поведения....

. «Вы всегда чувствовали, что она – дочь Императора» - говорил о ней один из свитских офицеров.

Вторая дочь Императора едва только начала посещать свет, как началась Первая мировая война и парадные платья с серебряным и золотым шитьем пришлось сменить на униформу сестры милосердия военного госпиталя: белый платок, серо- зеленое форменное платье и объёмный фартук с красным вышитым крестом.

-2

Надо сказать, что униформа такая Великой княжне очень шла. Сделано было много фото в одежде Августейшей сестры милосердия. Но парадного портрета так никогда написано и не было.

Может быть, потому что уходила в прошлое эпоха и повсюду властвовала уже фотография?

-3

Расходы Августейшей семьи во время войны было резко сокращены, и наверное, единственное, что могла себе Татьяна Николаевна тогда позволить, это создать благотворительный комитет по оказанию помощи беженцам и пострадавшим от военных действий. Жетон этого комитета был выполнен из серебра, с червлением, в виде знака – броши, с инициалами царственной покровительницы - Татьяны Николаевны.

Лик Августейшей княжны Романовой остался еще и на изысканном медальоне в форме -. округлой, подобной зеркалу в посеребренной раме.

На этом медальоне лицо первой княжны России чуть склонено, будто бы она углубилась в книгу. Одета княжна Татьяна довольно скромно, но в соответствии с изысканностью девичьей моды тех лет: платье в светлых тонах, с отделкой кружевом и с лентой бандо в волосах, голубого цвета. На шее ее жемчужное ожерелье.

Медальон поражает изысканной красотой и хрупкостью, но, безусловно, важно то, что такая вещь была привычна в портретном искусстве того времени и серебряная или бронзовая оправа часто трепетно хранила дорогие семейные фотографии и памятные события во многих дворянских семьях. Медальоны брали с собою на фронт, в дальнее путешествие, в разлуку.

Кстати, в одном из своих писем крестнице Татьяне, Великая княгиня Ольга Александровна писала, подробно, о своих фронтовых буднях сестры милосердия и о том, что она очень дорожит письмами и фотографиями из дому. Еще она рассказывала о простых хлопотах и делах санитарного военного поезда, пытаясь сохранить чувство юмора и присутствие духа:

«Едем мы в вагоне 2-го класса — коридор по середине — купэ с одной стороны, а кресла с другой, в которые на ночь делают тоже постели. Мылись мы по очереди. Все со мной ужасно милы. Княжна была на вокзале и сказала, что хотела бы превратиться в муху, чтобы со мною влететь в вагон! Воображаю, как она бы жужжала и мешала бы спать…

Только что была остановка — ст. «Дно» Витебской губернии. Пили молоко и ели колбасу с хлебом. Доктора пришли с нами побеседовать. Едем в Киев и оттуда не знаем куда нас пошлют.

Проезжаем места, где видны остатки местных пожаров.

Думаю, так много о вас — моих милых, дорогих! Скажи Мамa, что я так тронута, что сказать не могу, ее милым отношением ко мне и люблю ее ужасно.

Целую Ольгу-душку милую нежно и Мари, и Настеньку «a gloomy one» [скучаю]

Крепко обнимаю дорогого Папa и Бабушку и т. Ксению. Скажи бабушке, чтобы она не обиделась, что я тебе раньше написала, но это ответ на твое письмо.

Была у Ирины. Она ужасно миленькая и худенькая, много говорит и веселая.

Goodbye, my own darling![До свидания мои любимые]

Да хранит тебя Господь! Пишите мне часто, душки мои.

Твоя любящая тебя всем сердцем

Тетя Ольга 1914, 2 Августа (в поезде на войну едучи)».

« Душка – племянница» Татьяна писала, должно быть тетушке письма, наподобие того, которое она отправила Ксении Александровне, своей крестной, из Тобольска. Его часто цитируют:

«Тобольск

Ужасно приятно, что у нас есть балкон, на котором солнце греет с утра до вечера, весело там сидеть и смотреть на улицу, как все ездят и проходят. Единственное наше развлечение. Из наших окон очень красивый вид на горы и на верхний город, где большой Собор.

По воскресеньям бывает обедница в зале, были два раза в церкви. Ты можешь себе представить, какая это была для нас радость после 6 месяцев, так как ты помнишь, какая неуютная наша походная церковь в Царском Селе. Здесь церковь хорошая. Одна большая летняя в середине, где и служат для прихода, и две зимние по бокам. В правом приделе служили для нас одних.

Она здесь недалеко, надо пройти город и прямо напротив, через улицу. Мама мы везли в кресле, а то ей все-таки трудно идти. Грустно, что у нее все время сильные боли в лице, кажется, от зубов и потом от сырости.

А так все остальные здоровы. Что делаете целый день — как проводите время? Сидим все вместе по вечерам, кто-нибудь читает вслух. Завтракаем тоже все вместе, а чай пьем одни. Буду ждать от тебя писем. Всего, всего хорошего. Храни вас всех Господь. Целуем всех крепко, крепко; крепко, как любим. Молимся за вас. Любящая тебя очень, твоя крестница Татьяна.»

-5

Может быть, к этому письму была, например, приложена фотография княжны, цесаревны Татьяны Николаевны, у ног матери, императрицы Александры Федоровны. С нее тоже можно было бы написать объемный портрет, ибо в этом снимке вся суть любящей и нежной души Татьяны Николаевны – окружать нежной заботой и вниманием любимых и дорогих. Но портрет так и не был написан. Никакой. Ни парадный, ни частного характера. Потому что менялось время, гибла эпоха. И еще. Потому что душу истинного «августейшего ангела» в « полный рост» отразить никому нигде и никак еще не удавалось. А жаль.... Искренне.

-6