Найти тему

Малоценность – яд, разъедающий изнутри

Чувство собственной ничтожности, никчемности, отсутствие уверенности в себе, низкая самооценка и все социальные производные этих состояний – одна из самых распространённых причин обращения к психотерапевту.

У этого состояния много причин, но все они берут свое начало в раннем детстве – во взаимоотношениях с родителями и другими значимыми объектами социальной среды.

Одна из ключевых задач матери – принимать эмоции и переживания ребенка и возвращать их ему в переработанном, разъясненном, наполненном поддержкой и любовью виде.

Простой пример: ребенок начинает изучать мир, делает свои первые шаги в прямом, физическом смысле. Очень распространёнными реакциями матери являются запреты и одергивания – туда не ходи, то не трогай, этого не делай. Мама боится за безопасность ребенка, его сохранность и жизнь. Да, эти тревоги естественны, но не стоит их перекладывать на ребенка. Мама – взрослый человек и в состоянии понять, что познание мира путем физического с ним взаимодействия и приобретение собственного опыта, в том числе и в первую очередь не только положительного, – такой же естественный процесс развития ребенка, как и его осваивание ходьбы и речи. Однако страх перебарывает. То есть собственная тревога матери становится препятствием для полноценного развития ребенка и формирования его самости - здорового уверенного «я». Мать помещает свои тревоги в ребенка и тот бессознательно принимает их за собственные, лишаясь внутреннего пространства для понимания себя.

А еще лень. Маме бывает просто неохота отпускать ребенка в процесс познания, потому что это потребует больше усилий от нее самой – придется аккуратно следить за ним, поддерживать в моменты его сомнений, оставаясь как бы рядом, но при этом на расстоянии. Это непростой, деликатный труд, требующий способности справляться со своими тревогами и нежеланиями и принимать инаковость другого.

Или еще пример: ребенок съел конфету без разрешения. Частая ситуация. Детям запрещают есть сладкое, хотя в период интенсивного роста они наиболее остро в нем нуждаются. Да, возникает вопрос, какая именно глюкоза наиболее полезна ребенку (равно как и взрослому человеку), однако сам вопрос о ее необходимости не стоит.

Непослушание чаще всего вызывает негативную реакцию родителей, вплоть до телесного наказания. Наказание, как мера воздействия, - очень распространена. Однако, как правило, наказание реализуется без исследования причин поведения. Ребенка только наказывают и не пытаются разобраться в мотивации поступка. Эту часть опускают или проводят формально, хотя именно она самая главная - не только для понимания собственного ребенка, но и для формирования у него здорового эго. Искренне интересуясь переживаниями ребенка, выливающимися в то или иное «запретное» действие, вы инсталлируете в его внутренний «софт» программу, что он важен и принимаем своими родителями в любом проявлении – не только, когда хороший и послушный, но и когда с ним что-то не так, когда он сам далеко не всегда может справиться с собой.

Проявление агрессии и непослушания – это сообщение, которое ребенок бессознательно шлет своему родителю, прося его о помощи, не имея ресурса самостоятельно разобраться со своими тревогами и разрушительными импульсами. Однако редкий родителей захочет увидеть в этом акте призыв о помощи и сядет разбираться с внутренним миром своего чада. Чаще всего родитель переполняется гневом, раздражением, стыдом за нерадивого ребенка, снова функционируя только с перспективы собственных затапливаемых эмоций и проекций. Ведь справиться с гневом, не дав ему незамедлительную разрядку в виде наказывающего действия – это огромный труд самого родителя, результат работы его эмоционального интеллекта. А желание попытаться разглядеть в детской диверсии что-то человеческое, то, с чем ребенок не может справиться сам, – это уже высший пилотаж взрослого родителя.

Терапевт – тоже своего рода родитель. Но понимающий эти тонкие процессы и способный с ними взаимодействовать. Способный увидеть просто человека – со всеми слабостями, страхами, тревогами и некрасивостями.

Терапевтическое пространство – безопасное, принимающее и безоценочное. Мы совершаем метафизическую попытку заново перепрожить эмоции, заложившие основу неуверенности и малоценности. И именно принятие, понимание, желание слышать, видеть и любить вашего «внутреннего ребенка» - ткань, которая переплетает структуру личности в новом, уверенном качестве.