Повесть, играющая с теорией жанров
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Наш канал удивительным образом принял участие в работе одного из самых качественных провинциальных культурных явлений, а именно «Клуба анонимных книгоголиков» (Ярославль). Было совместное обсуждение книги «Лжец на кушетке» (о ней мы расскажем отдельно). А поскольку это произведение посвящено проблемам психоанализа и психотерапии, то у нас случился приступ самокопательства
И самым важным было вопрос: с чего это вдруг мы решили заняться изучением криминального жанра? Поскольку версий оказалось несколько, то за рабочую был принята редактора нашего канала, историка и культуролога Андрея Васильченко. Ему и предоставим слово
В отличие от персонажа фильма «Славные парни» я никогда не мечтал стать гангстером. Тем более что мое советские детство и юность прошли в секции, где многие годы постигал азы ярко выраженного агрессивного, но в итоге «мирного» вида спорта, а потому я изначально знал, что бандиты долго не живут. Позже я не раз находил подтверждение этому тезису. И то ли благодаря, то ли вопреки занятиям спорту, я любил читать
И в подростковом возрасте, когда «запойно» поглощал книги, мне попался в руки сборник повестей и рассказов Анатолия Алексина. Весьма известного детского писателя, который по внешним признакам уступал в известности Льву Кассилю, но всё разно был очень популярным. И в этом сборнике значилась «Очень страшная история». Это и её название, и её суть
И именно этому произведению я обязан интересом к криминальному жанру. Повесть оказалась весьма удачной пародией на криминальные романы, которые в свое время породили нуар как таковой. Хотя при этом обладала совершенно самостоятельным сюжетом. Который вращался вокруг «культурного наследия» якобы существовавшего писателя Глеба Бородаева. В частности, у того была повесть «Тайна старой дачи»
Ух, какой сюжет!!! К слову сказать, надо бы сделать по оному полноценную повесть - конечно же, со ссылкой на изначальное произведение Алексина – мы же не Гузель Яхнина - сюжеты не крадем. На некой даче пропал персонаж. Причем бесследно и «с концами». У персонажа даже нет имени - он так и фигурирует, как просто «Дачник». Хотя если честно, прозвище больше подходит для маньяка, нежели жертвы обстоятельств. Хотя одно другого не исключает.
В некой провинциальной школе сформировался своего рода «куль Бородаева» и учащиеся 6-го класса создали кружок, занимающийся изучением его «наследия». Впрочем, новая учительница литературы предложила сделать акцент на Пушкине, что устроило не совсем всех. В кружке была «живая икона» - внук указанного Глеба Бородаева. А именно, Глеб Бородаев-младший
Как бы рассказывающим лицом является мальчик Алик Деткин, которого прозвали «детектив». А прозвище обязывает. Оно возникло, так как на мешке для школьной обуви от его фамилии осталось только три буквы. ДЕТ. Хотя мне кажется, что в данном случае были аллюзии к Юрию Деточкину из «Берегись автомобиля», который вышел за два года до того, как была опубликована повесть. Опять же этот культовый советский фильм в итоге был пародией на нуар. А именно «Убийство» Стэнли Кубрика
В какой-то момент детишки решили поехать на указанную дачу, на которой случились таинственные события. Не для того, что разгадать тайну пропажи «Дачника», а просто так, из спортивного интереса. Хотя события, которые их ожидали, были совершенно нешуточные. В некоторых местах нуар и психологические триллеры им порожденные «отдыхают». Сюжет мы вам пересказывать не будем, но рекомендуем вам эту повесть