Найти тему
БФ «Гольфстрим»

«Постучи ему по лбу!» - как проходят репетиции и спектакли в детском инклюзивном театре

Наш инклюзивный театр снова готовится к премьере. Звезды нашумевшего спектакля «Сны Алисы» репетируют новый спектакль. Алиса и Чеширский Кот, Белая Королева и Черная Королева, Безумный Шляпник и Белый Кролик примерили на себя новые образы. Теперь они – Шамаханская царица и Царь Дадон, Поп Толоконный лоб и Балда, Старик со Старухой, Золотая рыбка и другие герои пушкинских сказок.

Президент БФ "Гольфстрим" Марина Зубова и юные актеры театра Андрей Зубов и Ксения Ялунина.
Президент БФ "Гольфстрим" Марина Зубова и юные актеры театра Андрей Зубов и Ксения Ялунина.

Репетиция в самом разгаре. Юные актеры Дима Ярушкин и Вася Сула и режиссер Никита Малышев разбирают сцену «Поп Толоконный лоб и Балда». Мне, корреспонденту благотворительному фонда «Гольфстрим», дали очень важную роль - зрителя.

- Так, Дима, вот тебе зритель, работаем на зрителя! Давай громко, как скоморох в площадном театре: «Жил был Поп, Толоконный лоб…»

Дима громко произносит свой текст, повторят не раз и не два, меняя интонации по желанию режиссера. Все вроде идет хорошо, но тут Никита вспоминает жест, который они придумали на прошлой репетиции.

- Дима, а по лбу-то ты Васю постучать забыл! Как мы все узнаем, что Поп – Толоконный лоб? Постучи ему по лбу!

Дима снова произносит текст, не забыв на этот раз слегка побарабанить пальцем по лбу Васи. Но Василий сегодня не в образе. Он сидит на полу с очень серьезным лицом, уставившись в лист с ролью, но не хочет включаться в игру. Репетиция сорвана? Вовсе нет.

- Вася, если у тебя сегодня нет вдохновения, просто прочитай текст, - предлагает Никита.

Не сразу, но Василий соглашается и читает слова по бумажке – без всякого выражения. Может быть, режиссер разгневан? Вовсе нет.

- Очень интересная прочтение! Поп бубнит как пономарь! – заявляет Никита и просит Анну, маму Васи, которая присутствует на репетиции, – Попробуйте дома это повторить – именно в таком темпе, пусть Вася говорит текст монотонно.

На этом репетиция сцены заканчивается, детям-актерам нужна пауза. Я, пользуясь моментом, пытаюсь извиниться перед взрослыми за то, что все, на мой взгляд, прошло не совсем гладко:

- Это, наверное, я смутила Васю… Мне так жаль!

- Да что вы! Это же инклюзивный театр, здесь играют особенные дети, и все участники процесса готовы к такому повороту событий. Настроение актера может быстро измениться или ему потребуется отдых – нужно уметь подстроиться.

Ошибки совершать полезно

Воскресным вечером в Инклюзивном центре «Вместе весело шагать» занимаются только дети из театральной студии. Сейчас перерыв, и они носятся по коридору, играют и громко смеются. Федя Заревин, исполнитель роли Царя Дадона, играет на пианино гаммы – очень необычная манера исполнения, просто джаз! Мы с Никитой и Анной пьем чай с печеньем, устроившись на диванчике в уютном уголке. Режиссер объясняет мне, почему не стоит волноваться из-за «срыва репетиции».

- Я как раз сегодня говорил Феде Заревину: на репетиции мы должны ошибаться. Мы должны делать неправильно, чтобы нащупать правильную форму подачи. Если актеру на сцене не комфортно, он не понимает, что делает, то зритель сразу чувствует фальшь. И я пытаюсь создать для них зону комфорта на сцене, иду от особенностей наших детей, от их психофизики. Даже если ребенок не проговаривает некоторые звуки, это можно обыграть. «Как ты это сказал? Давай вот этот текст ты скажешь по-другому сейчас».

Режиссер Никита Малышев и актеры инклюзивного спектакля. В образе Белого Кролика - Дима Ярушкин.
Режиссер Никита Малышев и актеры инклюзивного спектакля. В образе Белого Кролика - Дима Ярушкин.

- Репетиция может проходить по-разному. Но как вы выходите из положения, когда под угрозой срыва спектакль? Сегодня мальчика-актера смутил единственный зритель, но на показах их бывает больше...

- Надо просто знать, как может повести себя каждый конкретный ребенок. Например, играли мы спектакль «Сны Алисы» на фестивале в Калуге. Представляете, другой город, куча людей. Тут мастер-классы, тут кормят, тут программа музыкальная. В общем – праздник. И в этом хаосе наши дети должны были сыграть спектакль. Не каждый профессиональный актер, когда вокруг шумно, может сконцентрироваться. И наш Вася, который исполняет роль Чеширского Кота, просто лег в уголок – и все. Я, конечно, сказал ребятам: если он не выйдет из угла, просто пропускаем сцену. А сам подошел к нему и говорю: «Если ты не захочешь играть, я тебя пойму. Если у тебя получится, я буду тебе благодарен, ведь хорошо будет, если мы покажем спектакль целиком…»

И все. Пошел за пульт звукооператора. Включаю музыку. Зрители ничего не подозревают, а наши все замерли – выйдет или нет? Но вот зазвучала тема Чеширского Кота, и Вася появился перед публикой. И спектакль удался – все играли прекрасно.

Премьера спектакля "Сны Алисы" в Музее Москвы. Благодарные зрители.
Премьера спектакля "Сны Алисы" в Музее Москвы. Благодарные зрители.

- Реакция зрителей на выступления наших детей очень интересная, - вступает в разговор Анна. - Очень часто в начале они настроены снисходительно: ну, что могут показать детишки? А после спектакля говорят: «Это - не утренник! Мы побывали в настоящем театре!»

«Главное, что мы стали семьей»

Никита уходит репетировать с ребятами новую сцену, а я прошу Аню, поделиться своими ощущениями – как занятия в театральной студии повлияли на ее сына. Ощутила ли семья целительную силу искусства?

- Занятия очень хорошо на него действуют. Вася, которого трудно убедить начать одеваться, потому что он вообще не понимает, зачем нужно одеваться, когда куда-то идешь, всегда готов раньше всех, когда мы собираемся в театральную студию. В процесс он включается с удовольствием, хотя, конечно, со своими особенностями – может разозлиться и убежать. У него задержка в развитии, эмоциональный интеллект опаздывает. Ему трудно различать людей, он не помнит многих ребят по именам. Но он прекрасно знает их по ролям и никогда не перепутает того, кто играет Кролика с исполнителем роли Шляпника. Для ребят-аутистов самый тяжелый момент – ждать. Когда они не понимают, зачем они здесь. Здесь они все через это проходят – ждем репетиции, ждем своего выхода на сцену – отработка компетенций, которые пригодятся им в жизни.

Вася Сула в образе Чеширского Кота.
Вася Сула в образе Чеширского Кота.

Когда смотришь на Васю на сцене, есть ощущение, что это – его! Мы репетируем дома, и он начинает вдруг импровизировать, придумывает фразы, потом спрашивает у режиссера, можно ли ее оставить. Именно здесь я слышу от него эмоционально зрелые суждения. Для меня было открытием, что он их делает. Однажды после спектакля он всех нас удивил и растрогал. Сказал со сцены: «Главное, не спектакль, не то, что мы играем, а то, что все мы здесь стали семьей!»

Источник вдохновения

Дети, не занятые на репетиции, прибегают за водой и печеньем, а потом снова уносятся прочь. Я смотрю на них и понимаю: когда они вот так играют вместе, даже мысли не появляется о том, что у кого-то из них есть проблемы со здоровьем. В инклюзивном театре вместе играют ребята с особенностями развития и, говоря сухим языком терминов, нормотипичные дети. Например, две младшие сестры Васи – Маша и Валя. В постановке по сказкам Пушкина Валя будет Золотой рыбкой. А вот ее сестре достаются царственные роли. В «Снах Алисы» она была Белой Королевой, сейчас вживается в образ Шамаханской царицы. Амплуа закрепилось?

- Просто у нее такой характер, - говорит Аня. - Ей очень нравится быть в центре внимания на сцене, нравится, когда ей восхищаются. Но однажды было сложно. В «Снах Алисы» Маша играла Белую Королеву. В спектакле есть момент, когда Маша должна кричать на Черную Королеву, и у нее это прекрасно получалось. И вдруг роль Черной Королевы отдают Ксюше Ялуниной! А у Ксюши ДЦП, она ходит с трудом, передвигается в основном на коляске, у нее проблемы с речью. И Маша сначала была в шоке, что ей приходится повышать голос на такую девочку. Она понимает, что так делать нельзя. Но мы объяснили ей, что это только роль, игра, что и сама Ксюша прекрасно это понимает и не обидится. И Маша справилась.

Актриса Маша Сула и режиссер. Напутствие перед выходом на сцену.
Актриса Маша Сула и режиссер. Напутствие перед выходом на сцену.

Репетиция закончилась. К нам возвращается Никита и присоединяется к разговору о Ксюше.

- Ксюша очень ответственная, всегда переживает, когда пропускает репетицию. Вот и сегодня она не пришла. Вчера написала ее мама – мы заболели. Может, сделаем репетицию через зум? Она передвигается на коляске, скованна в движениях, но пробует все – верховая езда, ролики, горные лыжи и сноуборд. Речь у Ксюши невнятная, но играя на сцене, она дает в зал такую мощную энергетику удовольствия. Зрители говорят после спектакля: она все сказала своими эмоциями!

Ксюша меня вдохновляет, и другие наши дети – тоже. Я смотрю на них и думаю – а я-то вообще должен горы сворачивать!»

Премьера в Музее Москвы. Белая Королева и Черная Королева.
Премьера в Музее Москвы. Белая Королева и Черная Королева.

Сегодняшнее занятие театральной студии завершено. Дети, счастливые и немного взбудораженные, собираются домой. Жаль с ними расставаться, жаль, что не удалось познакомиться со всеми. Но ничего – тем радостнее будет наша встреча на спектакле. Теперь я просто уверена, что премьера станет праздником и даже маленькой сенсацией. И наши дети, несмотря на все сложности, снова свернут горы. Ведь у них это так хорошо получается.

Наталья Рымарь, корреспондент БФ «Гольфстрим»