Найти тему
Рюкзачок

Заметки молодого педагога. "Пишите вступительные экзамены при переходе в другой класс".

Я всю свою жизнь проучилась в одной школе и в одном классе. Никаких переходов в параллели, потому я никогда не задумывалась о нужности вступительных экзаменов в класс. Лишь читала, что в некоторых школах это есть.

Уже будучи учителем во втором классе я попала в ситуацию, что в мой класс перевелась девочка из села. И хотя её мама предупредила меня, что дочь едва умеет писать, я не думала, что всё будет настолько плохо. Но общими усилиями на полтора года девочка догнала программу, учится на твёрдые удовлетворительные оценки.
Но в этот же момент в класс пришёл ещё один ребёнок: перешёл из параллельного класса. Никто не объяснил, что семейка его - семьёй это сложно назвать - покажет нам кузькину мать. Из-за частых пропусков в прошлом классе программа за 1 класс до конца он так и не усвоил. Но понять я это не успела, так как через неделю в их квартире случился пожар и мальчика на полгода забрала опека. И так полгода мальчик у меня не учился, а во втором полугодии походил немного - и пандемия. Ни сделанного домашнего задания, ни каких-либо вопросов по темам - ничего.

В 3 классе, разумеется, все, кто не занимался на дистанте - показали себя во всей красе.

И тут в 3 классе приходят ко мне в начале года мальчик и девочка. Девочка приходит с мамой и завуч в приказном порядке (без предварительного какого-либо предупреждения) отправляет меня провести диктант девочке. Девочка ревёт, писать не хочет, кое-как её успокоила - о причине слёз напишу в отдельной статье - написали мы этот диктант. Работа слабенькая, но на твёрдую тройку. Мама требует отдать дочь обратно во 2 класс. Я влезать не стала. отдали девочку на дублирование.

Мальчика же на проверку никто не отдал, просто поставили в известность, что есть такой ребёнок. По оценкам в личном деле - троечник по всем предметам. Вот надо было насторожиться, но начало года было уж очень сумбурным.

А когда к середине 1 четверти стало ясно, что мальчик программу не тянет, я забила тревогу. Зауч сказала - занимайся. Мучимая плохой догадкой, я дала ученику сначала к/р за середину 2 класс. Написал худо-бедно на 3. Дала к/р на конец 2 класса. И тут меня ждал сюрприз: за полчаса ребенок не смог сделать ни одного задания! Вызываю маму. Оказывается, ребенок два года учился в сельской школе в соседней области, жил со слепой бабушкой, в дистант не занимался. Об этом меня как-то забыли предупредить.

Идём к завучу. Выслушав слезливую ситуацию (да, ситуация сложная, мама воспитывает одна, работает сутки через сутки, ребёнок дома один - ещё один тревожный звонок), завуч заверила маму, что учитель - то есть я - буду обязательно каждый день заниматься с её чадом.

Я дала список тем, которые не только я буду подтягивать с ребёнком, но и дома он обязан заниматься. Моей вины в низком уровне знаний ребёнка нет, поэтому я беру на себя ответственность только за то, чтобы ввести полученные ребёнком знания в систему, что-то подсказать, дополнительно объяснить. Я НЕ ОБЯЗАНА в 3 классе объяснять ребёнку программу 2 класса. О чём я сразу предупредила и завуча, и маму.

Каков был результат? Никакого. Мама с сыном не занималась вообще, ей некогда. С дополнительных занятий ребёнок сбегал. Более того, через день ребёнок опаздывал на 1-2 первых урока. Домашнее задание не выполнял, на уроках не работал. Потом я не смогла вести доп.занятия - с конца ноября до конца декабря меня поставили на замену в параллельный класс. И так получилось, что работая в 2 смены (а после ещё ведя подготовку к школе), я сил на доп.занятия у меня просто не оставалось.

Во 2 четверти ребенок выходил с твердыми двойками.

"Рисуй 3" - сказали мне.

Нарисовала.

Но в 3 четверти ситуация повторилась точь в точь. Тут рисовать я ничего не стала, вывела двойки.

И так как никаких подвижек не наблюдается, год ребёнок рискует не окончить. А следовательно, его могут отправить на дублирование, но... обратно в 3 класс! А ведь ещё в начале года могли договориться, и мальчик бы спокойно проучился во 2 классе, освоил бы программу - и пошёл бы в 3 класс.

И кто опять виноват? Разумеется, я. Ничего нового.

Поэтому считаю абсолютно правильным, если ребёнок при переходе в другую школу или другой класс в начале года будет писать вступительные контрольные работы. Чтобы и учитель, и родители правильно представляли уровень знаний ребёнка. И начинали решать проблему сразу.

Возможно, в каких-то школах так делают, но я никогда о таком не слышала.

И эта ситуация меня научила очень многому.