Что такое академический рисунок?
Во-первых, это, конечно, основа профессионального обучения художника. Это ещё и предмет в учебном заведении, который дает будущему рисовальщику знания и умения, которые ему необходимы. То же, что гаммы и упражнения для музыканта, умение читать чертежи для инженера, формулы для химика.
Это всё понятно и тысячу раз везде описывается и объясняется от азов до тонкостей.
Например, посмотрите высказывания Павла Чистякова на сайте culture.ru.
Мне пришла в голову мысль посмотреть на академический рисунок с немного другой, дополнительной, стороны. Взглянуть на него в его достойных проявлениях как на жанр искусства.
И сразу стало интересно. Ведь если посмотреть именно так, то можно легко определить те сюжеты и характеристики, которые свойственны этой области графики.
Во-первых, сюжеты. Это, как правило, рисунок с натуры, где моделью выступает слепок античной скульптуры.
Либо это специально организованный натюрморт, который не несет в своём содержании особой эмоциональной нагрузки, а несёт методические задачи выявления объемных форм и должен соответствовать определенному уровню сложности. В то же время эстетически натюрморт также должен быть достаточно сбалансирован.
Или, ещё, содержанием рисунка может быть человек. Как правило, это профессиональный натурщик, и художником делается изображение головы, частей тела, или вся фигура, одетая или обнаженная. Главное то, что целью изображения, опять-таки, не ставится специально задача передать эмоциональное содержание модели.
Во-вторых. Главное в академическом рисовании - форма и техника.
Главным материалом академической техники является простой графитный карандаш. Он позволяет при своих ограниченных возможностях (только серый цвет, только штрих), а скорее, благодаря им, совершенствоваться в умении рисовальщика без верхнего предела.
Допускаются также уголь, сангина, а также ещё некоторые принятые в учебных заведениях искусств материалы.
И получается, что в этих довольно узких рамках академического рисования можно, если внимательно посмотреть, обнаружить довольно большое количество стилей!
Рисунок может быть тональный и объемно-конструктивный. Это совсем разные стили и подходы.
Рисунок может быть выполнен по определенным правилам штриховки, принятым в конкретной методической традиции. Например, я видела работы, где принято штриховать только клеточкой, перекрещивая штрихи, или только твердым карандашом. А есть школы, где принято "чернить" работы, предельно нагружать их тоном.
Рисунок может быть, при всей его заданной академичности, в своих узких рамках, довольно индивидуальным и с узнаваемым авторством. Кто учился рисунку в группе, знает, что автора работы всегда легко угадать, хотя натура была общая.
Поэтому академический рисунок мне так и хочется назвать жанром искусства. В котором, конечно, есть свои мастера и виртуозы.
Но ведь никогда нельзя требовать, чтобы, например, портретист, работающий маслом, был прекрасным керамистом. Или график-дизайнер владел приемами палехского письма на уровне маститых мастеров.
Хотя все профессиональные художники умеют делать академические рисунки, как все музыканты умеют играть классические фортепианные этюды, нельзя требовать от всех поголовно вершин мастерства в рисовании гипсовых моделей. Не всем это дано и не всем это нужно. Хотя основное в этом деле должны уметь все, конечно, и законы перспективы должны знать все. Но пусть иллюстратор детских книг всё-таки занимается своим делом, и тратит время на другой жанр тогда, когда почувствует сам, что ему это нужно. И не стоит глядеть на него из-за этого свысока.
А ещё, если принять точку зрения, что академический рисунок - это жанр графики, мне очень хотелось бы увидеть хорошую выставку с такими рисунками. Обычную выставку, для всех желающих, в выставочном зале, какие бывают у живописцев и самодеятельных художников. Обязательно туда пошла бы. И узнала бы имена художников, и запомнила бы.
А вы пошли бы?
На моем сайте есть оглавление постов этого канала по темам, например, об учебном рисунке и живописи .