Как принято считать, сама тенденция - делать рекламный автомобиль в виде огромного размера продукта (бутылки пива, лампочки, хот-дога - чего угодно) - появилась в начале 20 века в Америке.
В Америке вообще все интереснее обстоит в плане кастомайзинга - и по мастерам, и (в первую очередь) по законодательству. Потому что каждый такой продуктмобиль - это уникальный инженерный и дизайнерский проект, в котором нужно совместить как удобство и безопасность использования (все эти автомобили передвигались по дорогам), так и "изобразительную часть", рекламируемый продукт должен узнаваться. К сожалению, не обо всех создателях подобных автомобилей есть информация, а жаль.
Что удивительно, продуктмобилей за 20 век построено немало, и их продолжают придумывать и сейчас. Разумеется, в основном в Америке, Причем некоторые компании сделали из этого традицию, и строят уже не первое поколение, на новом шасси, но все в том же узнаваемом дизайне.
В этой статье я собрал первые из появившихся продуктмобилей, примерно довоенного периода (кроме последнего, который нельзя было не показать).
Итак, поехали:
Пиво Worthington's, 1906
Производитель пива Worthington's заказал автопроизводителю Spyker создать автомобиль в виде бутылки эля к Британской пивной выставке в 1906 году. Форма бутылки отлично вписалась в компоновку автомобиля, и автомобиль имел большой успех.
После Первой мировой войны и в 20-х годах было сделано еще несколько автомобилей, но уже на другом шасси, фирмой Daimler, один из них даже сохранился до наших дней
Автомобиль-спидометр, шасси Standard-Dayton, 1907
Тут можно только добавить, что , похоже, огромный спидометр в кузове был действующим, и показывал скорость автомобиля.
Бутылка Термоса, 1909
Тот же композициооный ход использовали мастера, создавшие рекламу Термосов к гонкам на Кубок Вандербильта в 1909 году. Больше информации нет, и машина, возможно, построена раньше.
Предположительно тот же автомобиль в наше время:
Леденцы Pep-o-mint Life Savers, Ford Model T, 1918
Создан на базе Ford T (что пожалуй и неудивительно), водитель сидел по центру кузова, изображающего жестяную банку леденцов. Буква "О" служила окном. Как там, интересно, с обзорностью?
А еще известно второе поколение этой жестяной банки на шасси Додж, фото 1934 года. Вопрос с обзорностью решили, так сказать изменив тип кузова - водитель смотрит на дорогу сверху. Банка по-прежнему узнается:
Фотоаппарат Kodak, Ford T
Судя по всему реклама ГСМ
Автомобиль-карандаш George Rowney & Company, Mercedes-Benz, 1918
Доррис Будвайзер Бево, автомобиль-катер "Ленд Крузер", 1924
Начиная с 1924 года по заказу Anheuser-Busch (того, который производит пиво Bubwaiser) , были изготовлены 8 рекламных автомобилей. Но они не напоминали о пиве ничем! Дело было во время сухого закона, и рекламировать нужно было окольным путем (сейчас так тоже делают). Автомобиль должен был напоминать о безалкогольном пиве Будвайзер под названием "Лодка Бево".
Автомобили сделали в виде прогулочных катеров - деревянная отделка кузова (имитирующая клееный борт), пушка на носу, спасательные круги и якоря, а также флагшток на корме. подниматься в автомобиль нужно было по ступенькам и перешагивать через борт - дверей в автомобиле не было.
Автомобиль-лодка, Peugeot 181b, 1925-28
Еще один автомобиль, изображающий лодку, но на этот раз лодка рекламирует именно лодку! Специальное отделение Peugeot Nautic занималось постройкой лодок и яхт, о чем и реклама.
Автомобиль гораздо больше похож на плавсредство чем предыдущий, отчего его можно спутать с амфибией, но это не так
Реклама электролампочек
Реклама радиоламп, шасси Fiat 505-F, 1920-е
Реклама Electrolux
Никак не могу понять, что изображает этот автомобиль, но что-то из него точно хотели сделать
Починка обуви братьев Peters, 1922
Еще одна реклама починки обуви
Daniel Neal, пошив обуви
Автомобиль-радио, Rolls-Royce Silver Ghost 40/50, 1925
Рекламный тур Goodyear с "самой большой шиной в мире", 1929 год
В 1929 году фирма Goodyear запатентовала пневматические шины Airwheels, и в честь этого устроила рекламный пробег по США двух рекламных Buick модели 1929-го года. Сзади к ним крепились колеса диаметром 3,65 метра и шириной 1,2 метра.
У того же Гудьира был еще один рекламный автомобиль, с фрагментом шины, как бы надетым сверху:
Автомобиль-кегля, Studebaker, 1936
По-видимому, реклама центра отдыха (ну, с боулингом, разумеется).
Автомобиль-коляска, шасси предположительно Goliath
Автомобили, рекламирующие пиво и другой алкоголь, 1930-е
Пара разных автомобилей, доставщиков молока, 1935
Реклама чая Absolon на шасси Trojan
И реклама, по видимому, кофе (или кофейни)
Horsman & Sander, Opel 1,1, 1938
Думаю, это реклама саквояжей
Автомобиль Zippo, 1947 год
4 таких промо-автомобиля были построены на базе Chrysler Saratoga, и как говорят, они были очень тяжелы и плохо управлялись. Сохранился до наших дней только один - а вернее был восстановлен.