Мы не знаем, где точно она родилась, в Москве или Варшаве, но знаем наверняка, что русские считают ее своей художницей, поляки - своей, да и французы имеют на нее довольно большие виды, ибо художественное образование она получила в Париже, и прославилась там же.
Мария Борисовна Гурвич-Гурска (Тамара Розалия Гурвич-Гурска), она же ТАМАРА ДЕ ЛЕМПИЦКА - первая дива стиля ар-деко, ставшая прообразом современных инстаграм-чик, которые умело манипулируют эпатажем, саморекламой и связями с эстеблишментом.
"Я украсила современный Париж не меньше, чем Эйфелева башня". И это действительно было так.
В мировой художественной столице Лемпицка оказалась в самом конце 1910-х годов (в декабре 1917 года ее мужа Тадеуша арестовало ЧК, она всеми правдами и не правдами вырвала его из заточения и наспех сделала выездные документы) и, как говорится, не стала терять времени даром - поступила в Академию Гран Шомье, где ее учителем стал Морис Дени, а позже - Андре Лот, и уже в 1922 году начала выставлять свои картины в парижском Салоне.
Вдалеке от привычного окружения Тадеуш, конечно, впал в депрессию и начал пить. Тамаре пришлось встать у руля и править балом.
И, само собой, ей необходимо было выделится - так родился ее бренд: богатая, независимая, дерзка, талантливая блондинка. Только роскошь, только гламур, только Шанель. Только богема, аристократы и финансовые магнаты. И только шампанское, пузыри от которого дурманили голову не хуже, чем роковая красота самой художницы.
Она стала воплощением той самой famme fatale - таинственной и загадочной Мата Хари, на которую тогда, кажется, "молились" все без исключения.
За портретами кисти ее руки стали выстраиваться очереди, а представители парижского бомонда охотно отдавали по 50 тыс франков за работу (на минуточку, многие известные художники Монпарнаса тогда работали за кусок хлеба с колбасой).
Ее стиль называли "мягким кубизмом", хотя здесь скорее гламурный вариант неоклассицизма в его авангардной версии (ни на чем не настаиваю, а лишь предоставляю на суд свою версию определения ее формотворчества): ясный, холодный колорит; чистые цвета; элегантные, чеканные, точные линии; плотные, объемные формы; секс, шампанское и джаз.
Она дружила с Пабло Пикассо и Жоржом Браком, а Жан Кокто писал о ней: "искусство и высшее общество она любит в равной мере. Что вы всегда увидите в ее работах? Свет Караваджо, формы Фернана Леже и губную помаду Шанель".
Ни одна вечеринка Парижа не обходилась без Тамары де Лемпицки, где она появлялась в самых сногсшибательных нарядах от любимой ею Коко до Эльзы Скиапарелли. И всегда была увешана бриллиантами как новогодняя елка - только настоящими, никакой подделки.
И, как это часто водится, конечно Тамара была бисексуальна (о ее громких лесбийских романах не говорил только ленивый). Если не наркотики, то гомосексуализм 😂
В числе дам ее сердца была известная писательница и журналистка Вита Сэквилл-Уэст, пистельница Вайолет Трефусис, певица Сюзи Солидор и много кто еще - настоящая парижская дива-альфасамка.
1930ые - пик славы де Лемпицки. Ей позировали король Испании Альфонсо XIII и королева Елизавета Греческая, а картины стали приобретать музеи.
С мужем она, конечно, развелась (в 1928 году; Тадеуш времени зря не терял и закрутил роман с дочерью владельца фармацевтической фабрики, они уехали в Варшаву). И вскоре вышла замуж за барона Рауля Кюфнера, который так ее обожал, что согласился на свободные отношения (они прожили в браке долгих 30 лет, душа в душу, если так можно выразится в контексте их особенных отношений).
В 1938 году супруги уехали в Штаты, где Тамару называли "баронессой с кисточкой", а после Второй Мировой войны вернулись в Европу. Миром правил сюрреализм, поп-арт и абстрактный экспрессионизм. И не то, чтобы Лемпицки забыли, скорее временно подостыли к ней.
В 1972 году в парижской галерее Люксембург прошла ретроспективная выставка Тамары де Лемпицки - ее снова боготворили, а цены на картины взлетели до небес.
Сама же стареющая львица отправилась в Мексику, где, перешагнув порог в 70 лет, вновь вышла замуж за молодого скульптора Виктора Контрераса.
"Автопортрет в зеленом Бугатти" (1929) - наверное, самая известная работа де Лемпицки. Это взлет ее славы. И это тот самый вымысел, который неизменно всегда присутствовал в ее жизни, ибо она перекраивала как хотела факты своей скандальной биографии.
Так, волею руки художницы маленький желтый "Рено" превратился в роскошный зеленый хромированный "Бугатти", потому что он куда лучше подчеркивает аристократический лоск и эффектно оттеняет статус.
Но вот в чем незадача: до 1963 года автомобили этой марки выпускались с правосторонним расположением руля (киношники обычно называют такие вещи "киноляпами"). Впрочем, это не помешало автопортрету стать обложкой продвинутого журнала "Die Dame" и "гимном" современной женщине.
Как не помешал и плагиат. Дело в том, что годом ранее, в 1928 году, популярный французский еженедельник "Vu" поместил на обложку работу фотохудожника Андре Кертеса, запечатлевшую юную барышню за рулем спорткара. Модель демонстрировала тотал лук от Hermes: спортивный ансамбль, перчатки и кожаный шлем - точно такие, как на автопортрете Тамары де Лемпицкой.
"Автопортрет в зеленом Бугатти" - своеобразное программирование публики, тот самый, искусно сделанный, имидж-проект художницы: роскошной блондинки, экстравагантной лесбиянки и просто талантливой красавицы. Только трезвый расчет и только борьба за свое место под солнцем.
И, в общем-то, она добилась своего - сегодня Лемпицкую относят к наиболее успешным художникам ХХ века, чьи картины хранятся в лучших собраниях мира и в общей сложности принесли уже более 100 миллионов долларов на аукционных торгах. Среди почитателей и коллекционеров ее таланта числятся Барбра Стрейзанд, Джек Николсон и Мадонна.