Хочу пожалеть занятых и усталых мам и обратиться к бабушкам. Конечно, здорово, если мы умеем вязать, печь пирожки и время от времени сидим с внуками, но я сейчас про чтение и русский язык. Что ещё мы можем прекрасно делать? Вместе читать!
Конечно, очень хочется и нужно просто любоваться внуками, гулять с ними, болтать, рисовать и дурачиться. Но читать – обязательно! Так мы сможем очень много сделать для развития малышей. Моей внучке 4 с половиной, хочу поделиться опытом.
У каждой бабушки есть запас детских книг, которые десятилетиями собирались в домашней библиотеке, бережно подклеивались и оборачивались в обложки. Пришёл их звёздный час! Достаём старые детские книжки и придумываем, в какой момент их читать и как комментировать. У меня тоже много таких книг.
Вот на фото одна – очень для меня дорогая, потому что у неё своя, особая история. Это первая книга, которую я самостоятельно купила, мне тогда было 7 лет. Увидела в витрине, побежала домой, попросила у мамы денег и купила. И храню до сих пор. Вот про всё это я внучке рассказала, а ещё про то, как читала эту книжку её маме, когда та была маленькая, а Дина кое-где и страницы разрисовала (показываю), а потом мы вместе эту старую книжку подклеивали.
У нас с книгами особая история. Когда я с внучкой, мы читаем после дневного сна и ещё на ночь, это ритуал. После дневного чтения, если было что-то особенно интересное, записываю такие моменты и Верины смешные словечки в свой «Бабушкин дневник», а внучка с любопытством спрашивает, что это я пишу.
И тут я между делом показываю, как красиво можно написать букву и даю попробовать, рассказываю подходящие к случаю истории про маленькую маму или про себя в детстве. Иногда в памяти всплывают такие моменты, которые, казалось бы, забылись, а оказывается нет. Они тоже ждут своего часа, и я временами сама превращаюсь в маленькую девочку.
Все эти истории внучке нравятся, хотя она так недоверчиво спрашивает: «Катя, ты была такая маленькая, как я?»
Читаем книжки из домашней библиотеки, обсуждаем, пересказываем самые интересные, учимся строить связный рассказ, инсценируем. Ещё очень помогает серия тетрадок-пособий для дошкольников «Наши книжки» (авторы О.В.Чиндилова, А.В.Баденова, Образовательная программа «Детский сад 2100»). В тетрадке для каждого возраста есть и сами тексты для чтения, и показано, как именно читать с ребенком в технологии чтения-слушания, какие задания выполнять до и после чтения и как. То есть ничего не надо придумывать, любой человек справится!
Почему пишу про это? Вспоминаю себя – молодую маму, вечно занятую. Так хотелось просто посидеть и почитать с ребёнком, и не всегда удавалось. И нашим выросшим детям тоже некогда, темп жизни сейчас сильно убыстрился, они могут упустить этот момент, когда нужно часами читать и разговаривать с ребёнком и от которого зависит, станет он читателем или нет.
И вот тут как раз приходим на помощь мы, бабушки. Незаменимые помощницы со свободным временем, тёплыми объятиями, своим жизненным и читательским опытом, а самое главное – с безмерной любовью и желанием дать внукам всё, что знаем и умеем. Многие сейчас на самоизоляции, так что читать приходится по Скайпу или ещё как-то, значит, приспосабливаемся и читаем, и обсуждаем прочитанное, и смотрим, что ребёнок нарисовал… Поможем нашим детям: и большим, и маленьким!
Екатерина Бунеева, кандидат педагогических наук, автор учебников и учебных пособий.