Найти тему

Почему некоторые "домашние" дети плохо говорят?

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Известно, что развитие речи маленького ребёнка напрямую зависит от заботы и участия в этом процессе взрослых. Любой дошкольный специалист без труда определит по состоянию речи малыша, занимались ли в семье его развитием или нет.

Естественно, что речь ребёнка, с которым регулярно занимались, много общались и кому читали книжки, будет более развитая, обогащённая, нежели у детей менее ответственных родителей. случаются и такие парадоксы: родители уделяют пристальное внимание своему ребёнку, постоянно с ним разговаривают, окружают заботой и вниманием, а речь ребёнка в возрасте от одного до двух (и даже трёх!) лет крайне скудна: используется буквально несколько обиходных слов, отсутствуют элементарные фразы. Почему такое происходит?

Если в умственном и физическом развитии малыша нарушений нет, то причина чаще всего кроется в этой самой чрезмерной заботе. Ну зачем ребёнку утруждать себя словами, если его и без слов все вокруг понимают и даже предупреждают его желания? Чтобы получить желаемое, ему достаточно только издать звук и указать пальцем, всё остальное сделают за него взрослые: и назовут, что ему надо, и дадут, и прокомментируют действия.

А ведь речь – это средство общения и сообщения. Объём и качество речи определяются и измеряются тем, как тебя понимают окружающие. Если понимают без слов — значит, слова не нужны. В результате речь малыша развивается медленно, а иногда и не развивается вообще. И когда такой «домашний» ребёнок приходит в детский сад, его никто не понимает, общение со сверстниками затруднено.

Взрослым, которые чаще всего имеют дело с ярким контрастом состояния речи детей, принимая во внимание описанный факт, можно посоветовать не торопиться с выводами и оценками в отношении детей со скудной речью, а дать им время на адаптацию.

Ситуация «непонимания» со стороны окружающих послужит стимулом к развитию речи ребёнка. Чаще всего такие дети начинают общаться с помощью слов (а не только жестов и звуков) в течение уже первого месяца, а к концу года их речь нормализуется. Позитивные изменения в этом случае, естественно, будут обусловлены не только ситуацией общения, но и целенаправленным системным развитием речи в ходе ООД.

Кандидат педагогических наук,
автор пособий для дошкольников
Т.Р. Кислова