Найти тему
Морская коллекция

Бронепалубные крейсера. Мирные крейсера специального назначения. «Монтгомери» С-9.

К концу 80-х годов люди, занимающиеся созданием Нового флота Соединенных Штатов, адмиралы, чиновники и конгрессмены из профильного комитета сформировали более-менее цельное представление о структуре необходимого стране сбалансированного флота.

Одной из необходимых позиций стали "рабочие лошадки" повседневной морской службы, корабли для стационерской службы на отдаленных станциях, для выполнения отдельных поручений и разрешения небольших местных кризисов. К таким кораблям относились, в частности колониальные канонерки для проведения одноименной политики. В специфике американского флота таким кораблям требовалась хорошая скорость и дальность плавания, ведь зоной американских интересов было объявлено все Западное полушарие.

Боевые качества особого значения не имели, противником предполагались максимум всевозможные туземцы. Зато эти корабли берегли ресурс настоящих боевых кораблей, которые можно было уже не гонять по мелким делам и не распылять силы.

Американцы назвали этот концепт «крейсер мира», представляющий собой увеличенную и сравнительно быстроходную канонерку. Исходя из названия предназначен он был прежде всего для рутинной мирной службы, демонстрации флага. Актом Конгресса от 7 сентября 1888 года было утверждено финансирование трех таких крейсеров.

Хотя формально эти крейсера считались бронепалубными, но защита была чисто символической-дополнительно тонкий лист стали на водонепроницаемой палубе, коффердамы с целлюлозой и угольные ямы вдоль бортов в районе машин и котлов. Зато условия обитаемости были довольно комфортными, ведь основное время кораблям предстояло находиться в чужих портах.

В мае 1889 года морским департаментом был объявлен конкурс на постройку трех крейсеров водоизмещением по примерно 2000 тонн каждый с ценой менее 700 тысяч долларов за штуку. Однако первая попытка провалилась, оба участника, Bath Iron Works и William Cramp & Sons , превысили ограничения.

Для нового конкурса снизили требования контрактной скорости с 18 до 17 узлов, зато установили премии и штрафы при невыполнении или перевыполнении конкурсного условия. За дополнительные 0,25 узла прибавляли 23 тысячи баксов, за недобор в том же размере вычитали 25 тысяч вечнозеленых. Срок строительства увеличили с двух до двух с половиной лет.

Вторым туром не заинтересовался Крамп, зато поступили заявки от других верфей-Bath Iron Works , Union Iron Works из Сан-Франциско, NF Palmer, Jr. & Company из Нью-Йорка , Columbian Iron Works и Dry Dock Company из Балтимора и от Харрисона Лоринга, владельца City Point Iron Works из Бостона.

Крейсера получили имена в честь американских городов-Монтгомери, Алабама ( после переименования-Аннистон, Алабама ), Детройт, штат Мичиган, Марблхед, Массачусетс.

«Монтгомери» стал четвертым этого имени в американском флоте, «Детройт» третьим, а «Марблхэд» вторым.

28 октября 1889 года Морской Департамент заключил контракты с Columbian Iron Works Dry Dock Company из Балтимора на постройку двух первых крейсеров ("Montgomery" и "Detroit" ) на сумму 612 500 долларов каждый. 1 ноября был заключен контракт с City Point Iron Works из Бостона на строительство третьего крейсера ("Marblehead") на сумму 674 000 долларов США(контрактная цена корпуса и оборудования). Корабли, заказанные у Columbian были заложены в феврале 1890 года, а "Marblehead" - в октябре 1890 года.

Первым на воду спустили "Detroit" 28 октября 1891 года, крестной матерью стала мисс Ф. Мальстер. "Montgomery" спустили на воду 5 декабря 1891 года, крестила корабль мисс София Смит. "Marblehead" коснулся воды 11 августа 1892 года и был окрещен миссис К.Ф. Аллен.

Согласно крейсерской сквозной нумерации американского флота крейсера получили номера «Монтгомери» USS Montgomery (C-9) , «Детройт» USS Detroit (C-10) и «Марблхэд» USS Marblehead (C-11).

-2

-3

«Монтгомери» USS Montgomery (C-9 ), с 14 марта 1918 года- «Аннистон» USS  Anniston- верфь Columbian Iron Works, Балтимор. Заложен в феврале 1890 года, спущен на воду 5 декабря 1891 года, вошёл в строй 21 июня 1894 года. Списан 16 мая 1918 года, Исключен 25 августа 1919 г. продан на металлолом 14 ноября 1919 .

«Детройт» USS Detroit (C-10 )-верфь Columbian Iron Works, Балтимор. Заложен в феврале 1890 года , спущен на воду 28 октября 1891 года, вошёл в строй 20 июля 1893 года. Списан 1 августа 1905 г. Исключен 12 июля 1910 г. Продан на металлолом 22 декабря 1910 г.

«Марблхэд» USS Marblehead (C-11 / PG-27).Реклассифицирован в PG-27 7 июля 1920 г.-верфь City Point Works, Бостон. Заложен в октябре 1890 года на, спущен на воду 11 августа 1892 года, вошёл в строй 2 апреля 1894 года. Списан 21 августа 1919 года . Исключен 5 августа 1921 г. Сдан на слом.

Водоизмещение 2072 длинных тонны (2105 т) (стандарт), 2212 длинных тонн (2247 т) (полная нагрузка) ("Детройт"- 2094 длинных тонны (2128 т) (стандарт),2235 длинных тонн (2271 т) (полная загрузка)). Длина 82,25 ("Детройт"-82,14) м. Ширина 11- 11,27 м. Осадка 4,42-4,44 м сред., 5,08 макс.
Бронирование - Палуба — 11-19 мм или 8 мм, скосы 11 мм. Боевая рубка 51 мм. Коффердам, набитый "вудитом" (целлюлоза)119 см в высоту.
Двигатели -2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 6 цилиндрических паровых котлов, 5400 л. с. Движитель 2 винта. Скорость хода 18 узлов, на испытаниях 18,44-19,06 узлов. Запас угля 340 тонн. Дальность плавания 3126-3280 морских миль на 10 узлах. Паруса-шхуна. Экипаж 274 человек или 20 офицеров, 228 рядовых или 30 офицеров и 249 рядовых
Вооружение - 9 × 1 — 127-мм/40 Mk II, 6 × 1 — 57-мм/ 45 Driggs-Schroeder Mk I / II, 2 × 1 — 37-мм/40 Driggs-Schroeder Heavy Mk I . 1-2 × картечницы Гатлинга. Минно-торпедное вооружение 3 × 1 — 457 мм, носовой и два бортовых.

*

1899, сняты 3 - 450 TT

1916-1918, Монтгомери : сняты 9 x 1 - 127/40, 6 x 1 - 57 / 45-50, 2 x 1 - 37/40; установлены 8 x 1 - 102/50 Mk IX; Котлы заменены на 6 водотрубных.

1916-1918, Marblehead :сняты 9 x 1 - 127/40, 6 x 1 - 57 / 45-50, 2 x 1 - 37/40; установлены 8 x 1 - 102/50 Mk IX

«Марблхэд» (1920 г.) Вооружение: Орудия 8 × 102 мм / 40,1 × 76 мм / 50 зенитное орудие

«Монтгомери» (1914 г.) Вооружение:2 × 6-фунтовых (57-мм) пушки, 1 × 21-дюймовый (533 мм) подводный торпедный аппарат, 1 × 18 дюймов (457 мм) подводный торпедный аппарат, 1 × 21 дюйм (533 мм) надводный торпедный аппарат, 1 × 18 дюймов (457 мм) надводный торпедный аппарат

-4
-5

Крейсера имели гладкопалубный корпус с тараном в носовой части, две дымовые трубы, небольшую надстройку и две мачты с парусным вооружением типа шхуны. Двойное дно не предусматривалоось.

Двухвальная силовая установка состояла из двух вертикальных паровых машин тройного расширения и шести цилиндрических котлов. Проектная мощность в 5400 л.с. обеспечивала скорость в 17 узлов. На испытаниях крейсера показали от 18,44 до 19,05 узлов. Согласно условиям контрактов за превышение проектной скорости верфям были выплачены дополнительные премии. Штатный запас угля в 200 тонн позволял на экономичном ходу пройти 3280 миль, при полной загрузке в 340 тонн дальность могла увеличиться до 8952 миль на 10 узлах.

Основной защитой служила броневая палуба из листовой стали, 8 мм в плоской центральной части и 11 мм на скосах. Боевую рубку защищали 51 мм стальные плиты. Борта крейсеров в районе машинных отделений защищали угольные ямы и слой коффердамов, наполненных вудитом (специальная целлюлоза).

Крейсера по проекту вооружались двумя скорострельными 152 мм/35 орудиями Mark 3 в одиночных установках на носу и корме и восемью 102 мм/40 скорострельными пушками вдоль бортов. Но в процессе постройки оказалось, что у крейсеров будет чрезвычайно плохая остойчивость-как из-за перевооруженности, так и из-за пусть и тонкой, но защищенной палубы.

В итоге со штатными 152 мм орудиями был достроен лишь один из крейсеров ( согласно Военно-морского регистра это был "Детройт", другие источники указывают, что, возможно, "Монтгомери"). На остальных вместо проектных ставили по восемь 127 мм/40 орудий Mark 2. Тем более, что уже в к 1894- му году 152 мм пушки были демонтированы и с этого единственного корабля. В 1895-96 годах "Монтгомери" и "Марблхед" получили еще одно 5-дюймовое орудие на носу, а к 1897 г. все три корабля имели по 10 127 мм орудий, с установкой дополнительного орудия на кормовой палубе. Размещение 127 мм орудий-две кормовые установки, восемь-в бортовых спонсонах.

127-мм/40 орудия Mark 3 весили по 6440 кг, снаряд в 22,7 кг с начальной скоростью 701 м/с поражал цели на дистанции до 14 630 м. Техническая скорострельность составляла 12 выстрелов в минуту, боекомплект — 100 снарядов на орудие. Крейсера типа "Монтгомери" наряду с "Олимпией" и типом "Цинциннати" первыми получили новые 127 мм скорострельные пушки.

Противоминная артиллерия-шесть 6-фунтовых (57 мм) скорострельных пушек, 2 × 1 однофунтовые (37 мм ) пушки и одна-две картечницы Гатлинга .

Также на крейсерах стояло по три торпедных аппарата.

Головной крейсер, "Монтгомери", в 1904-1905 годах был переоборудован в испытательный торпедный корабль, на нем испытывали торпедные аппараты разных систем. В 1914 году его передали морскому ополчению Мэриленда , на тот момент он был вооружен четырьмя 102 мм /40 орудиями и четырьмя торпедными аппаратами, по два 456 и 533 мм. В 1918 году котлы заменили на шесть водотрубных Almy. После чего переименован в USS Anniston и использовался для береговой патрульной службы.

В 1901-1902 годах торпедные аппараты были демонтированы с "Детройта" и "Марблхеда". "Марблхед" в 1915 году стал учебным кораблем морского ополчения Орегона с вооружением в восемь орудий 40-го калибра.

USS_Montgomery_(C-9)
USS_Montgomery_(C-9)

USS_Detroit_(C-10)
USS_Detroit_(C-10)

USS_Marblehead;  c11
USS_Marblehead; c11

Крейсера вошли в строй в 1893-1894 годах, "Детройт" в июле 1893 года, "Марблхед" - в апреле 1894 года, а "Монтгомери" - в июне 1894 года.

"Монтгомери" был зачислен в состав Североатлантической эскадры и служил на восточном побережье и в Карибском бассейне . В период войны с Испанией занимался патрулированием берегов Кубы и Гаити, с мая участвовал в блокаде Гаваны. 5 мая он захватил два испанских торговых судна, " Лоренцо" и "Фраскито". 12 июня пытался обстрелять испанские форты, а 12 июня ему отправили "ответку" из 280 мм крупповской пушки с батареи Санта-Клара. Однако с 9000 метров испанские канониры попасть не смогли.

После войны, с апреля 1899 года крейсер уже в составе Южно-Атлантической эскадры патрулировал побережье Южной Америки. После пребывания в резерве в сентябре 1900-мае 1902 года, служил в Карибском дивизионе Североатлантической эскадры до сентября 1904 года.

2 января 1908 года он был возвращен из резерва и использовался для экспериментов с различными торпедными аппаратами. В 1914-1918 годах был приписан к морскому ополчению Мэриленда. 14 марта 1918 года был переименован в «Аннистон» USS  Anniston , а его имя понадобилось новому эсминцу USS  Montgomery (DD-121).

Служил во 2-й дивизии американского патрульного отряда, патрулировал акваторию и сопровождал конвои у побережья Атлантического океана и в Карибском бассейне. 16 мая 1918 года в Чарльстоне выведен из эксплуатации, 25 августа 1919 года исключен из списка и 14 ноября 1919 года продан на металл.

-9

"Детройт" в качестве первого задания получил назначение стационером в Бразилию. 5 октября 1893 года он из Норфолка был направлен в Рио-де-Жанейро, где происходило грандиозное восстание бразильского флота.

Американский адмирал Эндрю Бенхам имел здесь эскадру из трех крейсеров (USS Detroit, USS San Francisco и USS Newark) "для защиты американских интересов". Повод представился уже 21 января 1894 года. В этот день американский барк SS Julia Rollins подвергся интенсивному обстрелу из винтовок во время прохода мимо форта на острове Кобра. Матросы укрылись внизу корабля и никто не пострадал. Но когда судно встало на якорь за пределами досягаемости бразильских винтовок, чтобы перевести дух, по нему открыли артиллерийский огонь бразильские крейсера «Траджано» и «Гуанабара». Барку пришлось снова удалиться на безопасное расстояние. После чего к адмиралу Бенхаму была отправлена шлюпка с сообщением об инциденте.

26 января еще одно американское судно "Агат" подверглось обстрелу из винтовок и корабельных орудий повстанцами с того же форта и кораблей. Пострадавших также не было, но Бенхам предупредил своего коллегу, контр-адмирала Салданья да Гаму, командовавшего флотом повстанцев, о недопустимости нападений на американские суда.

Флот бразильских повстанцев, состоявший из 24 кораблей (2 броненосца береговой обороны, 4 крейсера,1 монитор, 1 канонерская лодка, 7 миноносцев, 9 вспомогательных крейсеров), был приведен в боевую готовность. Революционные матросы с других кораблей докомплектовали до штата экипажи крейсеров «Траджано» (1400 тонн,12 орудий), « Гуанабара» (2200 тонн,8 орудий) и канонерской лодки «Либердаде» (250 тонн, 8 орудий), находившихся непосредственно "на линии фронта".

29 января был пик противостояния, когда крейсера Бенхама сопровождали четыре торговых судна к месту разгрузки с приказом топить любой бразильский корабль, открывший огонь. На подходе к "заколдованному месту" американцы обнаружили, что они чужие на этом празднике жизни- там два или три корабля повстанцев уже увлеченно обстреливали правительственные укрепления на острове Санта-Барбара. Адмирал Бенхам, как настоящий джентльмен, чтобы не мешать, остановил свой конвой.

Крейсер « Детройт» в заливе Гуанабара во время восстания военно-морских сил Бразилии ( L'Univers illustré , Леви (Париж), № 2.029, 10 февраля 1894 г.)
Крейсер « Детройт» в заливе Гуанабара во время восстания военно-морских сил Бразилии ( L'Univers illustré , Леви (Париж), № 2.029, 10 февраля 1894 г.)

К 7-00 перестрелка затихла и американцы возобновили движение. Когда американские корабли подошли к бразильцам на расстояние выстрела, «Траджано» сделал предупредительный выстрел перед носом американского купца. Бенхам приказал не обращать внимание и продолжать движение. В 7-04 американское судно получило попадание. Ответным выстрелом из 152 мм орудия "Детройт" повредил корму «Траджано» и пользуясь тем, что дистанция составляла около 50 метров командир устно предупредил бразильцев-«Если вы снова выстрелите, я отвечу, и если вы продолжите стрелять, я потоплю вас». Бразильцы ответили двумя выстрелами мимо-один по "Детройту", другой -по купцу.

В 7-32 «Траджано» произвел еще один залп по транспортнику и снова промахнулся. В ответ "Детройт" положил снаряд точно в районе кормы. На этом повстанцы закончили сеанс мазохизма, а прибывший вскоре на место боя да Гама предложил вообще сдать свой флот американцам. Предложение не было реализовано, но американские торговые суда повстанцы больше не беспокоили. О жертвах сторон в ходе инцидента американские источники не сообщают.

-11
Боевые приготовления на борту « Детройта» ( L'Univers Illustré , 1894 г.).
Боевые приготовления на борту « Детройта» ( L'Univers Illustré , 1894 г.).

24 апреля 1894 года с чувством выполненного долга крейсер вернулся в Норфолк, а в октябре ушел в двухлетнюю командировку в состав Азиатской эскадры, где был стационером в китайских, корейских и японских портах.

В Нью-Йорк крейсер вернулся 17 мая 1897 года и после капитального ремонта перешел в Ки-Уэст, где концентрировался американский флот в ожидании "неожиданной" войны с Испанией.

Во время войны на счету крейсера-обстрелы фортов и береговых батарей во время налета эскадры Сэмпсона 12 мая 1898 года на Сан-Хуан (Пуэрто-Рико).

USS_Detroit_(C-10)_silences_Cañuela_Battery,_5-28-1898
USS_Detroit_(C-10)_silences_Cañuela_Battery,_5-28-1898

После войны крейсер служил на Карибах с февраля 1899 года, вмешивался во внутренние дела Никарагуа и Венесуэлы во время внутренних беспорядков. В мае 1900 года был выведен в резерв.

Вновь в строй его призвали в сентябре 1902 года, местом службы стали воды у берегов Южной Америки, с посещением Чили, Уругвая, Бразилии. Крейсер завез немного демократии на охваченный беспорядками Санто-Доминго, где добился капитуляции повстанческой армии в Монте-Кристо в июне 1904 года.

В июле 1905 года "Детройт" вернулся в Бостон, где 1 августа 1905 года был выведен из эксплуатации и 22 декабря 1910 года продан.

-14
-15
-16

Крейсер "Марблхед" оказался самым живучим из кораблей этого типа. Он получил назначение в Североатлантическую эскадру и уже 6 июня 1894 года вышел из Нью-Йорка с первым заданием-проследить за соблюдением американских интересов при смене правительства в Никарагуа. Он 19 июня прибыл в город Блуфилдс, где, защищая американские интересы, высадил десант из морпехов и "синих курток", который до 7 августа наводил порядок в стране. При возвращении крейсер показал американский флаг ряду карибских портов.

4 марта 1895 года "Марблхед" отправили в состав Европейской эскадры, где после традиционного круиза по Средиземноморью он принял участие в торжествах по открытию Кильского канала. В этом походе он прошел более 11 000 миль и посетил более 40 иностранных портов.

С 1 февраля 1897 года корабль вновь в Североатлантической эскадре. Начала испано-американской войны он ждал в Ки-Уэсте, с 23 апреля 1898 года уже приступил к блокаде Гаваны, затем посетил Сьенфуэгос , где поддержал огнем высадку в Гуантаномо. Крейсеру было поручено важное задание-перерезать морские телеграфные кабели у Сьенфуэгоса.

Дело в том, что основная связь с внешним миром в то время поддерживалась по телеграфному кабелю, лишить противника этой связи было залогом успеха боевой операции.

Испанцы на Кубе пользовались достаточно продуманной и защищенной системой связи. Так как сухопутные кабеля были уязвимы для повреждения повстанцами, они проложили кабеля под водой в прибрежной зоне, организовав на берегу несколько коммутационных узлов. Один из них располагался в районе Сьенфуэгоса, в месте под названием Пунта-де-ла-Колорадос (Колорадо-Пойнт) в шести милях от города. Здесь размещались маяк, сигнальная станция и небольшой домик, где как раз и был узел связи. Объект прикрывали укрепления и окопы, отряд испанской пехоты, кавалерии и пушки.

Экспедиция по перерезке кабеля в Сьенфуэгосе , Бэкон
Экспедиция по перерезке кабеля в Сьенфуэгосе , Бэкон

Лихая операция вошла в историю как рейд на Сьенфуэгос. Для диверсии были выделены корабли 4-й дивизии Атлантического флота под командованием Боумена Х. Маккаллы. Флагман-крейсер "Marblehead". Также канонерка «Нэшвилл», вооруженная яхта "Игл", угольщик «Сатурн» и катер"Windom". Рейдом непосредственно командовал лейтенант Уинслоу, второй офицер с "Нэшвилла".

На рассвете 11 мая американские корабли подошли к побережью. Для операции были подготовлены парусные лодки и паровые катера кораблей. Два паровых катера ( с пушкой Гочкиса и двумя пулеметами Кольта) служили канонерками прикрытия, а остальные лодки должны были найти и перерезать все телеграфные кабеля.

Отвлекая от лодок, крейсер и канонерка начали обстрел побережья. Однако лодки были замечены одним из испанских всадников.

Вскоре с лодок обнаружили в воде первый кабель и начали его поднимать крюками, что оказалось непросто, ибо метр двухдюймового свинцового кабеля весил 7-8 килограмм. Поднятый кабель рубили топорами, пытались перебить зубилами...безуспешно. Справились только ножовки. Выпилив почти за полчаса около 50 метров кабеля, идущего к Сантьяго, американцы занялись поисками следующего.

Второй кабель, на Гавану, нашли в 30 метрах от берега, прямо напротив испанских позиций. С большим трудом удалось выпилить с него кусок около 30 метров. Американским кораблям удалось подавить сопротивление испанцев, но из города подошло подкрепление, которое вновь заняло окопы, от которых до американских шлюпок было метров 50. Американцы начали нести значительные потери, особенно когда испанцы установили пушку и пулеметы.

После трех часов обстрела (крейсер и канонерка выпустили по 400 снарядов), перерезав два кабеля, американцы отправились восвояси. Один морской пехотинец был убит, один моряк позже умер от ран, а пятнадцать человек получили ранения. Испанцы сообщили об успешно отбитом десанте противника и потере двух убитых и 14 раненых с испанской стороны. Кубинские же повстанцы сообщили о 300 убитых и раненых испанцах

Пятьдесят два американских моряка и морских пехотинца были награждены медалью Почета за «подачу примера необычайной храбрости и хладнокровия под огнем».

-18

Затем до начала июня крейсер патрулировал у Сантьяго-де-Куба. Вместе с вспомогательным крейсером "Yankee" он нашел базу в заливе Гуантаномо, 10 июня поддержал высадку там батальона морской пехоты. 15 июня вместе с броненосцем "Техас" уничтожил испанский форт на Кайо-дель-Торо. За участие в разминировании залива Гуантаномо от 27 контактных мин в конце июля трое членов экипажа получили медали Почета. Крейсер оставался в кубинских водах и после войны.

20 октября крейсер направился к реке Святого Лаврентия для участия в церемонии открытия памятника французскому исследователю Самуэлю Шамплену в канадском Квебеке.

Затем крейсер прошел капремонт и перешел через Магелланов пролив в Тихоокеанскую эскадру. Здесь он нес службу у побережья Мексики и Калифорнии, пока на 1900-1902 годы не был выведен в резерв.Затем еще 4 года крейсировал вдоль побережья, от Аляски до Чили. После пребывания в резерве в 1906-1910 годах был ненадолго причислен к Калифорнийскому морскому ополчению в качестве учебного корабля, с 1911-по 1916 год снова находился в резерве, после чего передан морскому ополчению Орегона .

С вступлением США в первую мировую войну снова мобилизован 6 апреля 1917 года и с 4 мая служил в Тихоокеанском патруле, в поиске немецких рейдеров и сопровождении конвоев. 11 июня 1918 года через Панамский канал переведен в Ки-Уэст, где и довоевал до конца войны.

21 августа 1919 года крейсер был списан, в июле переквалифицирован в канонерскую лодку PG-27, а 5 августа 1920 года продан.

-19
U.S._Pacific_Station_warships_-_NH_46633
U.S._Pacific_Station_warships_-_NH_46633
-21

PSM_V74_D434_Limon_bay_from_the_de_lesseps_house_1904
PSM_V74_D434_Limon_bay_from_the_de_lesseps_house_1904

-23

Крейсера типа «Монтгомери», эти канонерки-переростки, были мастерами на все руки, флаг показать, в нужном порту постоять, отправить на берег пару взводов морской пехоты для усмирения всевозможных зусулов... Только к войне их не готовили. Однако оказалось, что они вполне полезны и во время войны. Могут прикрыть небольшой десант, могут нести сторожевую службу, а могут и сыграть основную роль в спецоперации на вражеском берегу. Даже перекинутся парой снарядов со старым крейсером банановой республики могут.

Такие "опасные" "мирные крейсера".

систематизированный каталог статей канала-по ссылке:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам