Начинать эту историю следует осенью. Строительство автодома было только-только закончено, за бортом стояли уже устойчивые -20, во всяком случае по ночам и в первой половине дня, и тут в Маусе возникла срочная надобность. Ну то есть срочно понадобилось выехать на нём по каким-то делам.
Восемь часов утра. За бортом -20. Масло в двигателе всесезонное.
Ладно. Выхожу, завожу. Заводится, даже легко. Прогреваю... Слышу - что-то не то, звук какой-то не привычный... Открываю дверь и вижу, как из-под переднего колеса растекается подозрительная чёрная лужа.
А-ААААА!
Срочно заглушил мотор, открываю капот. И вижу, что загустевшим от мороза маслом выдавило кольцевую прокладку масляного фильтра. Напрочь.
Как в том анекдоте, про еврея в белом костюме, цирк и ажиотаж.
Мотор в масле.
Капот в масле.
Передний мост в масле.
На асфальте под машиной - метровая лужа масла.
И тут такой я. Ну правда всё ж не в белом костюме... Но ажиотажу этот нюанс нисколько не помешал.
Ладно. Как отмывали всё это - никому не интересно, ибо долго, нудно и грязно.
Отмыли. Купили и залили новое масло, сменили фильтрующий элемент и заодно весь комплект прокладок в фильтре.
И успокоились. По делам-то всё равно опоздали.
А весной, как уже говорилось в предыдущих статьях, снялись с места и поехали.
Сперва отправились в город Серов на севере области, это сотня километров от места старта.
И на обратном пути, на самом выезде из города, мотор застучал. Сперва несмело, с перерывами, затем уже увереннее.
Остановились. Слили масло, открутили поддон.
Вкладыш восьмого шатуна провёрнут, причём явно не вот прямо только что.
Тут я вспомнил "ажиотаж". Вот он и аукнулся.
Ладно. Быстренько сгоняли в Серов, привезли новых вкладышей. Три комплекта. На всякий случай.
Удалили провёрнутый вкладыш. Коленвал слегка поцарапан. Насколько смогли, пошлифовали войлоком с пастой ГОИ. А что делать-то. Собрали. Вроде не люфтует. Залили масло. Поехали.
По началу всё было тихо, мотор работал спокойно и ровно. Но через пару сотен километров стук появился снова.
Дело было к вечеру, пора останавливаться на ночёвку. Поездили по округе (Свердловская область, Тагильский тракт), и ничего подходящего не нашли. Вспомнили, что ведь отсюда можно при желании и определённом знании местности "медвежьими тропами" пробраться на восточный берег Верх-исетского водохранилища, на мыс со сказочным названием "Гамаюн".
Ну, нам что! Знаем, плавали! Причём, именно "плавали", потому что на Гамаюне доводилось бывать не один раз, но не с берега, а с воды: был у нас период серьёзного увлечения парусной романтикой.
Ну, раз с воды дорогу знаем - значит, и по суше найдём!
И полезли на эти самые "медвежьи тропы".
Вечер с каждым часом становился всё больше похож на ночь, а наш мотор, судя по звукам - на металлолом.
К полуночи, продравшись через кустарниковые заросли и миновав приличный сосновый бор, где пришлось показывать не понятно кому чудеса эквилибристики, проползая в миллиметрах от вековых двухобхватных стволов, добрались до Гамаюна.
К моменту выезда в прибрежную зону двигатель уже гремел, как коровье ботало. Остановились, пешком с фонариками нашли хорошее место для долгой стоянки и на последних "дын-дын-дын" доползли до него.
И со следующего утра началась недельная эпопея.
Первым делом мы разобрали двигатель снизу и сверху, настолько, насколько это было вообще возможно, не снимая его с рамы машины.
Коробку передач пришлось опускать ручной лебёдкой, используя в качестве грузовой стрелы поднятую в вертикальное положение кабину.
Через пару дней, когда на раме остался фактически один картер, а всё остальное, тщательно промытое и вытертое, было разложено ровными рядами на расстеленном брезенте, провели дефектовку, которая показала, что безоговорочной замене подлежат два шатуна, седьмой и восьмой, оба поршня по причине неравномерной выработки пальцевых бобышек и собственно сам коленвал. Он явно и до проворота знал лучшие времена, а теперь годился исключительно для сдачи на вторчермет.
Ну, что ж, схема понятна. Разъездная легковушка - коленвал в багажник и в металлолом - шатуны с поршнями завернуть и тоже с собой, но в качестве образца, чтобы группу сверить, - и в Екатеринбург!
Благо, Екатеринбург был не далеко, а магазин "ГАЗ - детали машин" оказался буквально в паре кварталов от выезда на трассу.
Первый же магазин, оказавшийся практически рядом, и - весь необходимый набор запчастей на прилавке, причём заводской и по смешной цене. Для сравнения: фару от легковой "Хонды" пришлось искать по всему городу, заказывать на три недели вперёд, и стОила она ровно столько же, сколько коленвал для "шишиги".
Фара, народ. Одна. Чёртова. Фара. Которую может разбить любой крохотный дорожный камешек. Ну и на кой чёрт такое надо?
Словом, все запчасти для Мауса были на месте уже к обеду.
Тщательно взвесили шатуны, поршни и поршневые пальцы на электронных весах, чуть подогнали вес, пошлифовав специальные приливы на шатунах. Подогнали с точностью до миллиграмма.
Заодно - раз такие цены - прикупили новый полный набор поршневых колец и ведомый диск сцепления.
Сборку запланировали на следующий день.
Для компании позвали из Екатеринбурга группу друзей - велотуристов. Они приехали даже бОльшим составом, чем предполагалось - часть на велосипедах, часть - на "Ниве-Шевроле".
Юмор ситуации заключался в том, что на подъезде к нашей стоянке у "Нивы" померла коробка передач. Машина кое-как доползла до нас, встала рядышком с Маусом и велосипедисты, разделившись на две группы, засучили рукава: одна половина пошла помогать нам собирать мотор Мауса, а другая - разбирать "Ниву-Шевроле". Далее всё повторилось, только теперь с "Нивой". Сняли коробку, разобрали её, разложили шестерёнки и валы, провели дефектовку, сели в нашу легковушку и поехали в Екатеринбург за запчастями.
Нашли. Правда, искать пришлось чуть дольше, чем запчасти для "шишиги". Но к вечеру следующего дня всё было доставлено на Гамаюн.
К этому времени нижняя часть мотора Мауса была уже собрана, мы как раз ставили на место коробку, когда "ходоки" вернулись с запчастями для "Нивы".
Решили устроить перекур, с костром, жареными сосисками, походными байками и песнями под гитару. Словом, вечер вполне удался.
А к следующему вечеру обе машины были собраны.
Наступил ответственный момент пробного пуска вылеченного железного сердца Мауса.
И оно заработало, и ещё как!
А вот о "Ниве", увы, этого сказать было нельзя. Собранная и установленная коробка передач работать отказалась. Включалась там лишь две передачи из пяти: пятая и заднего хода.
Сказать, что хозяин машины был расстроен - это не сказать ничего.
Он был ОЧЕНЬ расстроен. И выражал это долго, прочувствованно и красноречиво.
Мы узнали много любопытного про "Ниву-Шевроле", её коробку передач, про весь модельный ряд её "родственников", про их коробки передач, и ещё много чего и много про что, уже связанного с "Нивой" значительно меньше.
Пока мы изучали и переваривали всю эту информацию, Маус спокойно молотил на холостых оборотах свои положенные для предварительной обкатки шесть часов, а ребята снимали и разбирали коробку передач "Нивы" обратно.
В результате разборки выяснилось, что группа собиравших поставила одну шестерню не той стороной, а под другую забыли установить стопорное кольцо...
И тогда мы получили ещё одну щедрую порцию информации, на сей раз уже не столько касающейся автомобиля, сколько раскрывающей душещипательнейшие секреты и подробности личной жизни и интимных отношений сборщиков, а так же редчайшие сведения по уникальной физиологии произрастания условно-верхних конечностей человека.
В общем, так или иначе, этот феерический цирк закончился к следующему утру. Уработавшись как умственно, так и физически, все участники представления повалились спать - кто в Маусе, кто в палатках, кто в злополучной "Ш-Ниве", а к вечеру, выспавшись, устроили прощальный ужин. И снова были походные истории и песни. А утром все разъехались по домам.
На следующий день и мы тоже собрали лагерь и отправились в путь.
Больше за семь с половиной лет постоянной эксплуатации двигатель Мауса ни разу не только не подводил, но даже не намекал на какие-либо неисправности.