Найти тему

Мыс Гамаюн, коленвал и коробка передач

Начинать эту историю следует осенью. Строительство автодома было только-только закончено, за бортом стояли уже устойчивые -20, во всяком случае по ночам и в первой половине дня, и тут в Маусе возникла срочная надобность. Ну то есть срочно понадобилось выехать на нём по каким-то делам.

Восемь часов утра. За бортом -20. Масло в двигателе всесезонное.

Ладно. Выхожу, завожу. Заводится, даже легко. Прогреваю... Слышу - что-то не то, звук какой-то не привычный... Открываю дверь и вижу, как из-под переднего колеса растекается подозрительная чёрная лужа.

А-ААААА!

Срочно заглушил мотор, открываю капот. И вижу, что загустевшим от мороза маслом выдавило кольцевую прокладку масляного фильтра. Напрочь.

Как в том анекдоте, про еврея в белом костюме, цирк и ажиотаж.

Мотор в масле.

Капот в масле.

Передний мост в масле.

На асфальте под машиной - метровая лужа масла.

И тут такой я. Ну правда всё ж не в белом костюме... Но ажиотажу этот нюанс нисколько не помешал.

Ладно. Как отмывали всё это - никому не интересно, ибо долго, нудно и грязно.

Отмыли. Купили и залили новое масло, сменили фильтрующий элемент и заодно весь комплект прокладок в фильтре.

И успокоились. По делам-то всё равно опоздали.

А весной, как уже говорилось в предыдущих статьях, снялись с места и поехали.

Сперва отправились в город Серов на севере области, это сотня километров от места старта.

И на обратном пути, на самом выезде из города, мотор застучал. Сперва несмело, с перерывами, затем уже увереннее.

Остановились. Слили масло, открутили поддон.

Вкладыш восьмого шатуна провёрнут, причём явно не вот прямо только что.

Тут я вспомнил "ажиотаж". Вот он и аукнулся.

Ладно. Быстренько сгоняли в Серов, привезли новых вкладышей. Три комплекта. На всякий случай.

Удалили провёрнутый вкладыш. Коленвал слегка поцарапан. Насколько смогли, пошлифовали войлоком с пастой ГОИ. А что делать-то. Собрали. Вроде не люфтует. Залили масло. Поехали.

-2

По началу всё было тихо, мотор работал спокойно и ровно. Но через пару сотен километров стук появился снова.

Дело было к вечеру, пора останавливаться на ночёвку. Поездили по округе (Свердловская область, Тагильский тракт), и ничего подходящего не нашли. Вспомнили, что ведь отсюда можно при желании и определённом знании местности "медвежьими тропами" пробраться на восточный берег Верх-исетского водохранилища, на мыс со сказочным названием "Гамаюн".

Ну, нам что! Знаем, плавали! Причём, именно "плавали", потому что на Гамаюне доводилось бывать не один раз, но не с берега, а с воды: был у нас период серьёзного увлечения парусной романтикой.

Ну, раз с воды дорогу знаем - значит, и по суше найдём!

И полезли на эти самые "медвежьи тропы".

-3

Вечер с каждым часом становился всё больше похож на ночь, а наш мотор, судя по звукам - на металлолом.

-4

К полуночи, продравшись через кустарниковые заросли и миновав приличный сосновый бор, где пришлось показывать не понятно кому чудеса эквилибристики, проползая в миллиметрах от вековых двухобхватных стволов, добрались до Гамаюна.

К моменту выезда в прибрежную зону двигатель уже гремел, как коровье ботало. Остановились, пешком с фонариками нашли хорошее место для долгой стоянки и на последних "дын-дын-дын" доползли до него.

И со следующего утра началась недельная эпопея.

-5

Первым делом мы разобрали двигатель снизу и сверху, настолько, насколько это было вообще возможно, не снимая его с рамы машины.

-6

Коробку передач пришлось опускать ручной лебёдкой, используя в качестве грузовой стрелы поднятую в вертикальное положение кабину.

Через пару дней, когда на раме остался фактически один картер, а всё остальное, тщательно промытое и вытертое, было разложено ровными рядами на расстеленном брезенте, провели дефектовку, которая показала, что безоговорочной замене подлежат два шатуна, седьмой и восьмой, оба поршня по причине неравномерной выработки пальцевых бобышек и собственно сам коленвал. Он явно и до проворота знал лучшие времена, а теперь годился исключительно для сдачи на вторчермет.

Ну, что ж, схема понятна. Разъездная легковушка - коленвал в багажник и в металлолом - шатуны с поршнями завернуть и тоже с собой, но в качестве образца, чтобы группу сверить, - и в Екатеринбург!

Благо, Екатеринбург был не далеко, а магазин "ГАЗ - детали машин" оказался буквально в паре кварталов от выезда на трассу.

Вот она, российская техника.

Первый же магазин, оказавшийся практически рядом, и - весь необходимый набор запчастей на прилавке, причём заводской и по смешной цене. Для сравнения: фару от легковой "Хонды" пришлось искать по всему городу, заказывать на три недели вперёд, и стОила она ровно столько же, сколько коленвал для "шишиги".

Фара, народ. Одна. Чёртова. Фара. Которую может разбить любой крохотный дорожный камешек. Ну и на кой чёрт такое надо?

Словом, все запчасти для Мауса были на месте уже к обеду.

Тщательно взвесили шатуны, поршни и поршневые пальцы на электронных весах, чуть подогнали вес, пошлифовав специальные приливы на шатунах. Подогнали с точностью до миллиграмма.

Заодно - раз такие цены - прикупили новый полный набор поршневых колец и ведомый диск сцепления.

Сборку запланировали на следующий день.

Для компании позвали из Екатеринбурга группу друзей - велотуристов. Они приехали даже бОльшим составом, чем предполагалось - часть на велосипедах, часть - на "Ниве-Шевроле".

Юмор ситуации заключался в том, что на подъезде к нашей стоянке у "Нивы" померла коробка передач. Машина кое-как доползла до нас, встала рядышком с Маусом и велосипедисты, разделившись на две группы, засучили рукава: одна половина пошла помогать нам собирать мотор Мауса, а другая - разбирать "Ниву-Шевроле". Далее всё повторилось, только теперь с "Нивой". Сняли коробку, разобрали её, разложили шестерёнки и валы, провели дефектовку, сели в нашу легковушку и поехали в Екатеринбург за запчастями.

Нашли. Правда, искать пришлось чуть дольше, чем запчасти для "шишиги". Но к вечеру следующего дня всё было доставлено на Гамаюн.

К этому времени нижняя часть мотора Мауса была уже собрана, мы как раз ставили на место коробку, когда "ходоки" вернулись с запчастями для "Нивы".

Решили устроить перекур, с костром, жареными сосисками, походными байками и песнями под гитару. Словом, вечер вполне удался.

-9

А к следующему вечеру обе машины были собраны.

-10

Наступил ответственный момент пробного пуска вылеченного железного сердца Мауса.

И оно заработало, и ещё как!

А вот о "Ниве", увы, этого сказать было нельзя. Собранная и установленная коробка передач работать отказалась. Включалась там лишь две передачи из пяти: пятая и заднего хода.

Сказать, что хозяин машины был расстроен - это не сказать ничего.

Он был ОЧЕНЬ расстроен. И выражал это долго, прочувствованно и красноречиво.

Мы узнали много любопытного про "Ниву-Шевроле", её коробку передач, про весь модельный ряд её "родственников", про их коробки передач, и ещё много чего и много про что, уже связанного с "Нивой" значительно меньше.

Пока мы изучали и переваривали всю эту информацию, Маус спокойно молотил на холостых оборотах свои положенные для предварительной обкатки шесть часов, а ребята снимали и разбирали коробку передач "Нивы" обратно.

В результате разборки выяснилось, что группа собиравших поставила одну шестерню не той стороной, а под другую забыли установить стопорное кольцо...

И тогда мы получили ещё одну щедрую порцию информации, на сей раз уже не столько касающейся автомобиля, сколько раскрывающей душещипательнейшие секреты и подробности личной жизни и интимных отношений сборщиков, а так же редчайшие сведения по уникальной физиологии произрастания условно-верхних конечностей человека.

В общем, так или иначе, этот феерический цирк закончился к следующему утру. Уработавшись как умственно, так и физически, все участники представления повалились спать - кто в Маусе, кто в палатках, кто в злополучной "Ш-Ниве", а к вечеру, выспавшись, устроили прощальный ужин. И снова были походные истории и песни. А утром все разъехались по домам.

На следующий день и мы тоже собрали лагерь и отправились в путь.

-11

Больше за семь с половиной лет постоянной эксплуатации двигатель Мауса ни разу не только не подводил, но даже не намекал на какие-либо неисправности.