Найти в Дзене
home-music

Акустика помещения и мои диффузоры

Один акустический диффузор 43-го порядка, плюс секция симметрии. Второй - 31-го порядка плюс секция симметрии.

Диффузоры.

Поглощение звука в зоне прослушивания требует меры. Излишнее поглощение устраняет пере отражения, снижает реверберацию и понемногу убивает звук. Восприятию нравится длящиеся звук, без жестких первых отражении. Прогнозируемо и эффективно это делает только диффузор, создающий неакцентированный, хаос, длящиеся во времени сколько, сколько приятно слуху. Качество диффузии прямо связано с количеством секции. Данная конструкция (32 секции) оптимизирована для комнат (имеет глубину всего 115мм) и может быть заметным шагом в обретении желанного домашнего звука.

На что влияет количество секций диффузора?

Чем больше секций, тем качественнее, ощутимей и плавнее создается поле диффузии. Тем ближе может быть установлен диффузор к слушателю. Чем больше секций - тем привлекательнее внешний вид. Что-то напоминающее орган или консервативные декорации.

Диффузоры с малым количеством ячеек создают диффузионное поле более зыбкое, а для лучшего эффекта всегда рекомендуют устанавливать несколько диффузоров рядом (это цена вопроса). Меньшее количество секций всегда приводит к росту их ширины, а значит наряду с образованием поля диффузии, будут присутствовать и отражения звука. Еще диффузоры с малым количеством секций требуют большего удаления от слушателя. Например, диффузор 7-го порядка (семь секций) должен располагаться от слушателя на расстоянии минимум 1,85-2.0метра. Иначе будут слышны те же яркие отражения с которыми боролись с помощью диффузора.

Акустика помещения.

Читаю много на эту тему. Толковые советы специалистов, теория, практические методы устранения акустических проблем помещения. Отлично, когда есть измерения комнаты для прослушивания или кино. Хорошо если имеется возможность их выполнения. А как быть когда измерения недоступны?

Можно все оставить как есть, успокоив себя, что все хорошо. Можно, как советуют, похлопать в ладоши и слушать, откуда прилетают отражения, с какой они интенсивностью и задержкой. У кого есть такие способности оценки акустики помещения? Помещения, в котором находится система и которое уже обжито: мебель, коврики, шторки, кресло или диван. Лично я не владею такой способностью. А это обычная ситуация.

Как быть? Специалисты советуют обратится к аудиоинженерам. Они разберутся и порекомендуют. Замкнутый круг, который еще ведет к дополнительным затратам средств и времени. Осмелюсь сообщить свои наблюдения и опыт.

  1. При прослушивании музыки обратите внимание на изменение в подаче средних и верхних средних частот при положении головы в обычном месте прослушивания. Возникающие моменты резкости, назойливости, дискомфорта или малозаметных изменений, обращающих на себя внимание, или некоторое, незначительное, неакцентированное «блуждание» сцены. Если подобное отмечается, проверьте его еще раз с целью подтверждения, что эффект происходит в одном месте записи. Отмотайте и еще раз прослушайте запись, наклонившись вперед на 30-40-50см, изменив тем самым точку прослушивания. Если эффект ослаб или исчез, это означает присутствие акустической проблемы привнесенной комнатой. Это эффект переотражения или гребенки.
  2. При прослушивании записи закройте глаза и оцените ширину звуковой сцены. Шире чем установлены колонки – это признак заметных первых отражений. Если за границей установленных колонок возникают явные образы (даже в короткие моменты) – это присутствие кажущихся источников звука. Природа возникновения схожа.
  3. При прослушивании музыки, перемещаясь ближе и дальше в направлении колонок. Обращайте внимание на разборчивость нижних средних и нижних частот. Меняется восприятие и точность звука – это влияние комнатных мод, приводящих к его неравномерности.
  4. Проконтролируйте степень возрастания баса в углах комнаты. Этот эффект присутствует всегда и природа его в комнатных аксиальных резонансах. Зависит от геометрии и заполнения помещения, а также от типа АС. Если бас значительно возрастает – он будет влиять на степень прозрачности звука и на баланс частот.

Все перечисленное лечится. Лечение зависит от характеристик помещения: бетонные стены, гипсокартон, обшиты деревом или деревянные. Требуется оценка времени затухания звука. Вот для оценки этого эффекта подойдут удары в ладоши. Нет большого эха – значит нужны диффузоры. Есть слышимая задержка – в первую очередь нужны поглотители. Поглотители и диффузоры не только устраняют акустические дефекты помещения, они выравнивают уровень звука на рабочих для них частотах. Иногда и шире. Заметное усиление баса в углах – требуются басовые ловушки.

В каждом случае есть тонкости: зоны первых отражений вычисляются легко. На боковых стенах передвигая зеркало определить на каждой стене две точки, в которых отражаются сперва одна колонка, потом другая. Эта зона для установки поглотителя или диффузора. Любое из этих приспособлений должно перекрывать отмеченную ширину сантиметров на 20-25 в каждую сторону. Интересный акустический эффект от установки диффузора между колонками – вырастает глубина сцены. Это важно, так как в большинстве случаев колонки размещаются в углах комнаты и глубина сцены ограничивается фронтальной стеной. Басовые ловушки имеют разную конструкцию. Если бас в углах заметно мощный, то это плохо. Страдает не только прозрачность звука, но и скорость баса, его артикуляция, энергия. Происходит это из-за того, что бас долго затухает. Из колонок звучит новый удар барабана, а в комнате живет еще заметный звук предыдущего удара. В итоге эффект уводит далеко от авторского варианта записи. Помогут панельные поглотители баса. Требуется определить расчетную частоту для его изготовления. Если дойдете до этого, могу дать совет. Если ситуация проще с уровнем баса – можно обойтись более простыми способами: больше мягкой мебели, разместить в углах свертки минваты (лучше акустической), обшитой подходящей тканью (мягкой, неотражающей СЧ и ВЧ), или сделать сегментные поглотители на основе той же минваты. Важно, чтобы поглотитель имел внутри пустоту. Большее количество НЧ поглотителей даст больших эффект.

Эти простые и доступные каждому методы смогут заметно улучшить звучание имеющейся аудиосистемы. Работает для музыки и для кино.

Хорошего всем звука.

Автор: Юрий Кобзарь