Найти тему
Кирилл Вишнепольский

За эту картину заплатили $42 млн. Это результат заговора

Первое правило журналиста: если что-то кажется вам идиотизмом — скорее всего, вы просто не понимаете глубинных причин происходящего. $42 млн — нормальная цена за этот набор из акрила и аэрозольных красок на деревянной доске высотой 183 см. Можно и больше заплатить за него — но позже :-) Объясняю.

«Воин», Жан-Мишель Баския, 1982 год. © Christie’s Images Ltd.
«Воин», Жан-Мишель Баския, 1982 год. © Christie’s Images Ltd.

Картина «Воин» изображает антропоморфную фигуру с огненными глазами и поднятым мечом на фоне синих и желтых пятен. Искусствоведы говорят, что это произведение — «символ борьбы чернокожих в мире, где доминируют белые». В 1982 году молодой нью-йоркский художник Жан-Мишель Баския потратил на его создание, пожалуй, не менее двух часов.

Специалисты аукционного дома Christie’s оценивали современную стоимость работы в диапазоне $31-41 млн. 24 марта на торгах в Гонконге после борьбы трёх претендентов «Воин» ушёл за $41,7 млн.

«Сегодняшнее искусство — это заговор <...>, - пишет Виктор Пелевин в романе «iPhuck 10» (2017). Лучше не скажешь, потому процитирую: «Я вижу искусство как некое поле событий, на одном полюсе которого — веселые заговоры безбашенной молодёжи с целью развести серьёзный мир на хаха, охохо или немного денег, а на другом — бизнес-проекты профессиональных промывателей мозгов, пытающихся эмитировать новые инвестиционные инструменты...»

В самом деле: в мире всё больше богачей — куда им вкладывать свои миллионы? Про банковские ставки по депозитам вы и без меня знаете. Они плачевны. Доллар? Только за последние 20 лет он обесценился на 48%. Помню, в 1994-м мои сбережения составляли $20. Я прятал эту зелёную бумажку в настенных часах, чтобы меня не ограбили. Что такое сейчас $20?

Золото скачет то вверх, то вниз, то же самое с недвижимостью. Есть ли что-нибудь, что дорожает всё время, и что можно перепродать? Ответ один — искусство.

Grillo, Жан-Мишель Баския, 1984 год. Вид экспозиции, Fondation Louis Vuitton © Estate of Jean-Michel Basquiat Licensed by Artestar, New York Crédit photo: © Fondation Louis Vuitton / Marc Domage
Grillo, Жан-Мишель Баския, 1984 год. Вид экспозиции, Fondation Louis Vuitton © Estate of Jean-Michel Basquiat Licensed by Artestar, New York Crédit photo: © Fondation Louis Vuitton / Marc Domage

Правда, инвестировать в новые произведения, исполненные по классическим канонам, бессмысленно. Портреты и пейзажи массово производили с XV века, рынок переполнен. Похожий экономический пример из другой сферы: 10 тысяч лет назад за средство добывания огня можно было получить целое состояние; сейчас инвестировать в спички было бы смешно. Вот так же и с Шиловым.

Тогда можно договориться считать искусством что-нибудь другое, и вкладывать в эту сущность («Но надо, чтобы согласились ведущие искусствоведы», — уточняет Пелевин).

А почему именно Баския такой дорогой? Самое главное — он уже умер. Погиб в 27 лет от случайной передозировки, как и полагается Легенде. В те же 27 ушли Джим Моррисон, Курт Кобейн, Эми Вайнхаус. Цой погиб в 28, но тоже считается.

А до трагического инцидента с героином 12 августа 1988 года в студии на Грейт-Джонс-стрит в Нью-Йорке — Баския успел многое. Носил в себе кровь уроженцев Гаити и Пуэрто-Рико, был граффити-художником на улицах Манхэттена, участвовал в выставках художников-нонконформистов.

В 1981 году его «открыл» поэт и арт-критик Рене Ричард, опубликовавший статью The Radiant Child («Сияющее дитя»! Ух ты!) в журнале Artforum. Баскию окрестили «неоэкспрессионистом» (красивый термин — важная составляющая ценника).

Жан-Мишель Баския. Фото, сделанное Энди Уорхолом в 1982 году на Polaroid. © The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc.
Жан-Мишель Баския. Фото, сделанное Энди Уорхолом в 1982 году на Polaroid. © The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc.

Жан-Мишель был любовником Мадонны (певицы), протеже и соавтором Энди Уорхола (вот они, участники заговора). Да и тематика его работ сейчас, как говорится, очень «в повестке».

Короче, вот вам художник с идеальной легендой, чьи работы уже нелегко купить. Готовый инструмент для начала биржевой игры «на повышение». Да, это будет медленная игра, зато по-крупному.

Первый раз «Воина» продали в галерее в Токио в 1983 году за $250 тыс. А дальше каждый следующий владелец выставлял его на аукционные торги, и цена всё время росла ($1,8 млн в 2005 году, $5,6 млн в 2007-м). В 2012-м на Sotheby’s за $8,7 млн доску купил магнат недвижимости Аби Розен. Сейчас Розен перепродал «Воина» предпринимателю из Гонконга Джеки Хо за упомянутые $41,7 млн. Оцените зверскую прибыль Розена.

Untitled, Жан-Мишель Баския, 1982 год © The Estate of Jean-Michel Basquiat, via Sotheby’s
Untitled, Жан-Мишель Баския, 1982 год © The Estate of Jean-Michel Basquiat, via Sotheby’s

А что, счастлив ли Хо, не переплатил ли? Трудно ведь получить за такую работу ещё более сумасшедшие деньги? Хохо. В 2017-м японский предприниматель в области e-commerce Юсаку Маезава заплатил за Untitled Баскии $110,5 млн.

Игра продолжится. The New York Times называет этого художника одной из трёх главных «голубых фишек» арт-рынка, наряду с Пикассо и Уорхолом. Но знаете, искусство — это не набор мазков маслом по холсту. Это когда зрителям интересно. А лично мне интересно, до каких горизонтов удастся поднять цену на работы Баскии.