Угадайте, где была премьера? И сколько стоил билет?
В Большом театре – два спектакля в афише как раз на этой неделе - продавали, кажется, по 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей. Сказать точно не могу, потому что билетов уже нет. Ни одного!!! Вот растет же благосостояние трудящихся, а?
Ну и ладно! А мы уже видели, всего за 32 евро – и это ложа бенуара, между прочим )))))) И прямо-таки Европа! Дело еще до коронавируса было…
Короче:
Вы знаете, где родился Лучано Паваротти? Это милый и славный городок Модена на севере Италии, меньше 200 000 жителей.
И вот, всего за две недели до мировой премьеры я узнаю на сайте любителей балета, дай им Бог здоровья, что Светлана Захарова представляет свой новый проект именно там - в Модене, в оперном театре имени Паваротти.
Тут надо сказать, что в последний год я бываю в Большом театре довольно часто, хотя раньше – нет совсем, но увидеть приму российского балета мне до сей поры никак не удавалось.
А на майские праздники уже была полностью сверстана поездка в Париж – перелет, квартирка в тихом месте, а также Парижская опера старая, Парижская опера новая, Парижская опера Комическая и на закуску – Филармония с концертом Даниэля Баренбойма.
Вы следите по карте - где Париж, а где Модена? И сколько туда ехать на поезде???
Однако же случиться такому везению – именно вечер 5 мая оказался не занят!
И вот я быстренько пишу в театр - там оказались чрезвычайно любезные, и, что еще важнее - сообразительные кассиры, которые зарезервировали отличный бенуар, почти по центру, всего 32 евро за билет. В сравнении с ценами Большого театра – совсем смешные деньги.
Скоростной поезд TGV из Парижа в Милан, кажется, 6 часов...
Оттуда электричка в Модену, еще 2,5 часа...
Не буду даже говорить, сколько стоит, самая большая головная боль - со стыковкой, это разные вокзалы, Гарибальди и Центральный. Однако миланскому метро большое уважение, работает, как часы!
Нет, вы представляете?
Я, как вспомню всю эту авантюру, так прямо удивляюсь, как мне удалось это провернуть :)))))))
Посмотреть Модену не удалось совсем, погода адская, проливной дождь!
Зато театр произвел самое приятное впечатление. Памятник Лучано Паваротти стоит за углом, наверное, какой-нибудь капитал он родному театру оставил.
Или муниципалитет не зря получает зарплату… Вот посмотрите на интерьеры – похоже разве на провинциальный город?
Конечно, зал выглядит на свои почти 180 лет, однако он удивительно уютный, ухоженный и «настоящий», то есть внутри все натуральное – дерево, бархат и мрамор.
А вот буфет подкачал, напоминает кафе быстрого питания на вокзале. Хотя, боюсь, и наши театры движутся в этом направлении…
При входе висят бесплатные пакетики для зонтов, очень кстати пришлись )))
Гардероб платный, берут, по-моему, только наличные, в пределах 1 – 2 евро, точно не помню. Но зрители из абонированных лож идут туда прямо в мокрых плащах (это на третьей картинке)!
И в партере тоже...
К счастью, у меня соседи оказались культурные, они и одежду повесили в уголок, и сами примостились так, чтобы обзор не весь загораживать. Здесь в ложе первый ряд – три стула, а дальше – две скамейки строго по стене, ничьи головы впереди не маячат.
Смотрите фото из зала, там, где пожилая дама и дядечка с седой бородой – это мои соседи и есть )))
В общем, театр заслуживает самых всяких похвал; будете проезжать мимо – не проезжайте мимо!
Да, и еще у них очень предприимчивый директор; персонал рассказывает, что «Шанель» - не единственная премьера с нашими артистами, каким-то образом он уже не первый раз получает от Светланы Захаровой «право первой ночи» )))
Представление состояло из двух отделений. Второе – «Шанель», биографический балет, а в первом были отдельные номера солистов.
Светлана Захарова танцевала соло на музыку из «Списка Шиндлера» и вместе с Якопо Тисси отрывок из балета «Караваджо». «Шиндлер» вполне универсален...
Зато второй номер сильно «локализованный»: хореограф Бигонцетти много работал с труппой современного балета из Эмилии-Романьи (это область Италии, где Модена расположена), Тисси – из соседней Ломбардии, Захарова – «звезда» Ла Скала (и это официальная должность, не эпитет :):), и даже художник Караваджо родом из Милана :):)
Вячеслав Лопатин выступил с «Письмом к Нурееву», это отрывок из балета, который, похоже, очень понравился моим читателям ))
Хореограф Юрий Посохов, он же – автор «Шанели». Вы его увидите на фото, когда все выйдут на поклоны.
Как сюда затесался Иван Васильев – не сам, а его номер «Ундервуд», трудно сказать; наверно, из-за того, что Денис Савин часто и в его антрепризе занят. Кстати, в сравнении с современными европейскими хореографами наш юный гений – истинный Петипа, на мой непросвещенный взгляд, само собой :):)
Открывали дивертисмент Ана Туразашвили и Михаил Лобухин, «Последнее танго», музыка Астора Пьяццолы, сюжет из фильма Бернардо Бертолуччи. (Вы будете смеяться, но и Бертолуччи – уроженец Эмилии-Романьи).
Говорят, этот балет наделал много шума, когда Вячеслав Гордеев поставил его в Большом театре сразу после перестройки. Костюмы, по-видимому, взяты оттуда. Я здесь в подписи к фото напишу, но стоило бы указать и в программке, а то мои соседи, почтенные итальянцы, узнав, что я из Москвы, спрашивали в антракте – это такой загадочный русский обычай, чтобы танго в нижней майке танцевать?..
Ко второму отделению приступили уже в перерыве. Задник сцены использовали как экран для проекции черно-белой хроники, и с самой Шанелью – когда она еще человек, а не дом моды, и всё вокруг ее времени.
Но вообще-то надо начать с другого.
Уже в Москве, около полугода спустя, мне совершенно случайно удалось сходить на «Шанель» Захаровой в Большом театре!
Человек срочно продавал билет на 40% дешевле, потому что в тот же день; у меня даже переодеться не было времени, хорошо хоть, офисные туфли всегда с собой :)
Так вот, по сравнению с премьерной «Шанелью» в Италии не 10 отличий, поменьше, но есть:
Во-первых, в Большом живая музыка, в Модене была фонограмма. Ну, это понятно, возить с собой оркестр – никаких денег не хватит. А нанять местный – еще того дороже. Хотя оркестровая яма там в наличии, и капельдинеры говорят, что можно все обеспечить, через улицу – военная академия и у нее есть собственный оркестр.
Костюмы с самого начала были очень хороши, особенно женские. Оно и понятно, Шанель как будто не шьет для мужчин? Не особо повезло Вячеславу Лопатину с костюмом для его Аполлона. В Модене у него был, по-моему, светлый хитон, в Москве сделали коричневый, и длина такая, что зрительно разрезает его пополам. И вообще, мне кажется, номер с фавном идет ему больше. Ну да ладно, специалистам виднее.
Поскольку место действия – ипподром, то Лобухин и Тисси в Модене выступали в галифе - большое присутствие духа нужно, чтобы выйти в таком виде на сцену, этот покрой не особо украшает даже идеально сложенных классических танцовщиков. В Большом для Тисси сделали нормальные прямые брюки, а Лобухину мрачную темно-серую рубашку сменили на светлую, после чего оба персонажа заметно повеселели :)
Но главное – балет стал длиннее минут на 20. Убрали почти всю кинохронику, добавили хореографии и целый эпизод с плаванием, теннисом и гольфом, агитация за здоровый образ жизни, тоже с очень симпатичными костюмами.
И, конечно, в Москве цветов вынесли на сцену – хоть на грузовике увози! На последней картинке - настоящая икебана :):)
В Модене был только один букет Светлане Захаровой от дирекции. Но даже с учетом этих обстоятельств в Модене очень хорошо принимали наших артистов. Вот послушайте, как хлопают:
Может, они снова туда поедут, когда пандемия закончится?.. Мне билеты за 30 евро гораздо больше нравятся, чем за 250, даже с учетом курса!
Э-ээ… Гм-м…
Вы спросите, а почему я ничего не рассказываю про первое отделение в Большом театре под названием «Как дыхание», хореография опять же Мауро Бигонцетти?
Как-то они очень легко одеты... Боюсь, чтобы мне не сделали строгое предупреждение за фривольные изображения ))))))))