Найти тему
АГАСОФИЯ

ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ? Ч. 3 : Сущность времени

Рисунок взят на Яндекс.Картинки
Рисунок взят на Яндекс.Картинки

Предыдущие части:

Часть 1 : Понятие «время» в словарях и энциклопедиях

Часть 2 : Время и Эйнштейн

Часть 3 : Сущность времени

Начну сразу и «в карьер»: времени, как характеристики бытия (здесь-и-сейчас сущего), не существует. Время – абстрактная (т.е. вымышленная) величина. Время – параметр, характеризующий длительность процесса (протяжённость процесса), а это – пространство небытия. Об этом знал ещё Аристотель, который писал, что будущее – то, чего ещё нет, прошлое – то, чего уже нет, настоящее – то, что не имеет длительности. «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь» – гениальная фраза из гениальной песни.

Бытие математически – дельта-функция бесконечно большой амплитуды и бесконечно малой длительности (в идеале – 0). Поэтому быть мерой, выражающей длительность бытия, время не может. Время выражает длительность небытия – либо уже-небытия, то есть прошлого, либо ещё-небытия, то есть будущего. Длительность настоящего, то есть бытия, теоретически равна нулю. Практически, на сегодняшний день самый маленький экспериментально наблюдаемый промежуток времени составляет порядка аттосекунды (10−18 с).

Как было отмечено выше, главная проблема в трактовке времени современными учёными – смешение сущности времени и практики его измерения. Действительно, длительность протекающих процессов измеряется при помощи сравнения их с некими периодическими процессами меньшей длительности, используемыми в качестве эталона. Но точно также как удава можно измерить в мартышках, а можно в попугаях, длительность процесса можно измерить в годах, сутках, часах, секундах, наносекундах и т.д.

Процесс измерения длины удава (ист. Яндекс.Картинки)
Процесс измерения длины удава (ист. Яндекс.Картинки)

И точно так же, как ни мартышка, ни попугай не объясняют сути феномена под названием «удав», средства измерения времени не объясняют сущности феномена под названием «время».

Измерения провели, а что есть "удав", так и не поняли...
Измерения провели, а что есть "удав", так и не поняли...

Так, при помощи весов можно измерять вес чего угодно – сахара, цемента, картошки, навоза, гвоздей и пр. При помощи рулетки можно измерять длину брёвен, стен, удавов, заборов, тех же гвоздей и пр. И при помощи часов можно измерять длительность абсолютно разносущностных процессов от приготовления кофе, урока или совещания до полёта на Луну или на Марс. И вполне естественно, что чем меньше размер единицы, выбранной в качестве эталонной величины, тем точнее будет результат измерения. Но, ещё раз, ни средство измерения, ни результат измерения не объясняют сущности измеряемого феномена и, более того, не имеют онтологически к нему никакого отношения.

Хронометр (средство измерения времени) не измеряет время. Хронометр измеряет длительность процесса. Термин «измерение времени» – разговорная форма. Мы всегда и только измеряем длительность процесса, который либо идёт в данный момент времени, либо уже закончился. И мы предполагаем/прогнозируем длительность процесса, который может начаться в будущем, проецируя на него наше представление о длительности подобных процессов, исходя из нашего предыдущего опыта.

Кроме того, время никак не связано с пространством и никак на него не влияет. Равно, как и наоборот. И абсолютно прав Б.М. Моисеев утверждая: «Объединенное пространство-время конструктивно математически, но неправомерно физически, так как объединять можно только родственные субстанции и процессы» (Вестник ВГУ. Серия: Философия. 2013. №1. С. 159). Пространственно-временной континуум Эйнштейна, в соответствии с тернарной концепцией истины, можно смело отнести к категории «фикция», а пространственно-временной континуум Минковского – к категории «ахинея».

Ещё раз: времени онтологически не существует. Время – категория гносеологическая. Измерение времени, а более правильно – длительности процессов, это – праксиология. Существует ещё и аксиологический модус времени. Но это уже удел психологии. Так называемое «психологическое время» не имеет непосредственного отношения к собственно феномену «время». Это – опосредованное эмоциями субъективное переживание субъекта по поводу некоторого процесса, в котором этот субъект участвует. Субъект занят делом – «время летит», субъект ждёт – «время тянется». Это –субъективная оценка объективного процесса. Объективно скорость протекания процесса не меняется, меняется только представление субъекта о длительности процесса. Это обусловлено тем, что «… слова одновременно содержат денотации (ссылки на сенсорно-экзистенциальный мир) и коннотации (эмоциональные оттенки, поэтические и риторические аспекты)…» (Википедия). Практика переживания процесса и сам процесс – суть разные феномены.

Умные люди пытались уберечь народ от проблем с пониманием времени и ввели для этого такую норму: нельзя спрашивать «сколько времени?», нужно – «который час?».

а не "сколько времени?"
а не "сколько времени?"

Не помогло. Сознание современных людей отягощено огромным количеством вымыслов и домыслов по поводу времени. Поэтому сегодня в и научных статьях, и в статьях в Интернете встречаются довольно забавные эскапады. Например, в комментарии к посту на Яндекс.Дзен «Что такое время (в науке)?» блогер под ником «SREDA.Тихвинский» начинает совершенно верно: «Время не является физической величиной. Понятие времени – это гениальная выдумка человеческого мозга». А чуть позже: «… не исключено, что для отдельных разумных Субъектов Вселенной размерность времени может быть иной, чем у человека. Не линейной, из прошлого в будущее, как у человека. А к примеру, замкнутой, кольцевой, скачкообразной и т.д....». Здесь в одном комментарии – время не является физической величиной, но… размерность времени может быть иной, более того, размерность времени может быть не линейной, а замкнутой, кольцевой, скачкообразной и т.д. Во-первых, иной может быть не размерность, а единица измерения. А, во-вторых, ни размерность, ни направление движения времени не может быть ни линейным, ни замкнутым, ни кольцевым, ни скачкообразным, ни какими другими. Подобные заявления – чистой воды софизмы. Это, примерно, то же самое, что отождествление дороги и траектории движения по ней. По дороге можно ехать и в ту сторону, и в обратную, и зигзагами, и кругами, и равномерно, и рывками… но дорога одна, прямая и не зависит от того, куда и как вы едите. А если учесть, что «дороги» не существует, так как это – «гениальная выдумка человеческого мозга», что означает, что время – виртуальная (выдуманная, придуманная, вымышленная) величина, то лично у меня такие высказывания вызывают оторопь: как такое возможно? В одном суждении – сразу столько логических ошибок, и не просто ошибок, а явных противоречий!?

На самом же деле, время никуда не движется. Движется материя в пространстве, а время всегда на нулевой отметке. Здесь-и-сейчас – всегда ноль. То, что будет – 0 + Δt , то, что было – 0 - Δt . Или, наоборот. Записать можно и так, и так, как договоримся. Но, в любом случае, то, что уже произошло – прошлое, а то, что будет – будущее. И это следует не из физики процесса, а из этимологии слов. А с чем вы выстроите свои ассоциации, когда через 0 пройдёт будущее и станет прошлым – это чистой воды аксиология, которая к реальному положению вещей, то есть онтологии, имеет косвенное, опосредованное психикой субъекта отношение. Кто-то может посчитать, что эта нынешняя ситуация в точности совпадает с той, которая уже когда-то была, и тут же сделать вывод – время движется по кругу. Но этот вывод – ложный. Он основан на смешении онтологии, где ни что и никогда не повторяется, с аксиологией – субъективной (и абсолютно ложной) оценкой ситуации, как в платоновском мифе о пещере. Кроме того, в таких суждениях всегда допускается грубая методологическая ошибка – отождествление части и целого. Если один процесс кажется кому-то «движущимся» по кругу, то это не означает, что и остальные процессы, коих бесконечное множество, тоже зациклены. В реальной действительности есть процессы циклические, есть обратимые, есть процессы, течение которых можно ускорить или замедлить, но это не означает, что замедляется/ускоряется время или оно движется по кругу или вспять. Замедление/ускорение процесса влечёт увеличение/уменьшение длительности процесса, но не замедление/ускорение времени.

Мысль о том, что время неподвижно, а движется только материя в пространстве, как мне представляется, пытался донести до народа Зенон Элейский в апории про стрелу, в которой он утверждал, что в каждый конкретный момент времени стрела неподвижна. И он был прав! Если стрела – точка «0» на оси времени, и она «летит» вместе со стрелой, следовательно, стрела неподвижна в каждый отдельный момент времени. Но значительно позже Декарт придумал систему координат, в которой ноль стал неподвижным. У Декарта, кстати, первоначально нуля вообще не было, его придумали позже и… привыкли к тому, что ноль всегда стационарен, а время «летит» по оси абсцисс. Сработал эффект, на который обратил внимание ещё Ф. Энгельс. Несколько перефразировав его мысль, скажу так: сначала придумали абстракцию, а затем начали воспринимать её как реально существующий феномен.

Для наглядности я придумал другую абстракцию: время – это экран, как в кинотеатре.

Настоящее - только на экране (рис. с Яндекс.Картинки)
Настоящее - только на экране (рис. с Яндекс.Картинки)

Будущее, «долетая» до экрана, проявляется на мгновение как настоящее, и тут же исчезает, как прошлое. Ни будущего, ни прошлого нет. Есть только мимолётное (эфемерное) настоящее. Эта метафора как нельзя лучше демонстрирует невозможность течения времени в разных местах с разной скоростью и невозможность путешествий ни в прошлое, ни в будущее. Экран – плоский и на нём всё происходит одномоментно. Он не может быть выпукло-вогнутым в разных местах и изображения ни до экрана, ни за ним нет и быть не может. С экрана нельзя прыгнуть ни вперёд – в будущее, ни назад – в прошлое. Их онтологически нет. Никогда. Нельзя попасть туда, чего нет.

У этой метафоры есть два серьёзных недостатка:

1-й – сегодня в кинотеатрах экраны имеют изогнутую форму, что обусловлено техническими особенностями проецирования и психологическими особенностями восприятия изображения человеком;

2-й – возможность замедления/ускорения движения объектов на экране за счёт замедления/ускорения прокрутки киноленты.

Некоторые (склонные к эзотерике) люди могут трактовать эти особенности как искривление пространства и замедление/ускорение времени. Сразу отмету всякие возможные спекуляции– любая модель беднее оригинала, пространство невозможно искривить и в оригинале нет проектора. Вся «картинка» формируется «из воздуха» и сразу на экране. Ни ускорить, ни замедлить некому. Разве что богу, если, конечно, он есть в вашей модели Мира. Но у тех, у кого в модели Мира есть бог, не должно быть и вопроса про время: бог создал всё, в том числе и время, и всем управляет и всё направляет. Тут и говорить не о чём. Хотя, даже те, у кого в модели Мира есть бог, но при этом у них есть здравый смысл и совесть, неизбежно придут к тому же выводу, к которому пришёл Августин Блаженный. В его модели Мира бог был, но и совесть со здравым смыслом у него, судя по сделанным им выводам, тоже были.

Есть ещё теория большого взрыва, которая на поверку есть онаученная и слегка урезанная теория креационизма: время вместе с пространством возникло в момент взрыва, но теперь ими никто не управляет. Есть ещё концепция времени, утверждающая, что время – это материальная субстанция, но это вообще из пособия по психиатрии и здесь я о ней упомянул только для того, чтобы показать, что с ней я тоже знаком. Что было и чего не было у авторов этих концепций здесь писать не буду, не знаю, но догадываюсь.

Не устаю повторять: времени нет! Как нет, например, длины. И то, и другое понятие – и время, и длина – платоновские эйдосы, средневековые универсалии, сигнификаты, у которых нет денотатов, родовые понятия. Длина – родовое понятие протяжённости объектов. Время – родовое понятие протяжённости (длительности)процессов. Нет длинны вообще, безотносительно к объекту. Есть длина конкретного объекта, которую можно измерить различными приборами в различных единицах измерения – локтях, аршинах, дюймах, метрах и т.д. Точно так же, нет времени вообще. Есть длительность процесса (события), которую можно измерить различными приборами в различных единицах измерения – годах, сутках, часах, минутах, секундах и т.д.

Нельзя измерить длину! Можно измерить длину конкретного предмета.

Нельзя измерить время! Можно измерить длительность конкретного процесса.

Мы измеряем не время, а длительности процессов, приняв за точку отсчёта некое событие – момент сотворения Мира, день рождения И. Христа, день своего рождения, пересечение нулевого меридиана, выстрел стартового пистолета, нажатие кнопки «пуск» и т.д. и т.п. А можно за точку отсчёта взять и какое-нибудь другое природное, или же, общественное явление – наступление весны, переселение на новое место, выбор нового вождя и т.д.

Наше представление о времени во многом обусловлено часами, в которых циферблат, символизирующий бытие, стоит на месте, а стрелка (стрелки), символизирующая границу между будущим и прошлым, движется. Стрелки можно подкрутить вперёд, психологически – в будущее, или назад, психологически –в прошлое. В процессе написания статьи мне пришла в голову мысль, что нужно было бы сделать часы, в которых стрелка была бы одна и неподвижна, а два циферблата – часовой и минутный – вращались бы вокруг оси справа налево, внутренний круг – часовой – два оборота в сутки, внутренний – минутный – один оборот в час. Выглядеть такие часы должны были бы примерно так:

Примерное изображение часов с неподвижной стрелкой
Примерное изображение часов с неподвижной стрелкой

Заглянув в Интернет, я с удивлением обнаружил, что такие часы уже давным-давно есть. Например, такие:

Часы с неподвижной стрелкой и подвижными (вращающимися) циферблатами
Часы с неподвижной стрелкой и подвижными (вращающимися) циферблатами

Есть и часы с неподвижной стрелкой, у которых циферблаты вращаются слева направо. Это очень хорошо согласуется с нашей нынешней привычкой воспринимать движение слева направо как из прошлого в будущее, но в данном случае, я считаю, это не совсем верно. Гораздо логичнее, когда циферблат (циферблаты) вращается справа налево, что символизирует как будущее (которое, как мы привыкли, находится справа), проходя через тонкую черту-настоящее, уходит налево, в прошлое. Но это уже аксиология с психологией и к реальному времени никакого отношения не имеет. Тем не менее, постоянное обращение к таким часам, как мне представляется, сформировало бы более правильное понимание этого феномена – движется материя в пространстве, а грань между прошлым и будущим – неподвижная и очень и очень тонкая. Её, практически, нет.

Читать дальше: Часть 4