Найти тему

Как правильно отказывать кандидату на должность

Когда объявляется конкурс на ту или иную должность, для предприятия это всегда возможность не только найти интересную кандидатуру. Это еще и деловые знакомства, новые впечатления для HR-специалиста и шанс получить контакты, которые станут актуальными в будущем. Такие преимущества данный процесс открывает перед теми, кто хочет не просто выполнить тактическую задачу, но и смотрит стратегически.

На сегодняшний день, когда все больше ценятся эмоциональный интеллект и навыки конструктивной коммуникации, для любой компании важно уметь адаптироваться в этих условиях. И если говорить о взаимодействии с кандидатами, которые не подошли на объявленную вами вакансию, то в столь деликатном моменте важна тактичность. Стандартная отговорка «мы вам перезвоним» и дальнейшее отсутствие обратной связи – уже далеко не самая распространенная стратегия, а некий признак дурного тона.

Почему «старые привычки» не работают?

Ранее вышеупомянутая фраза, при помощи которой прощались с неперспективными кандидатами, была некой классикой жанра. Ее можно было услышать не только в реальности, но и в многочисленных художественных фильмах, где герой по сюжету переживает периоды безденежья и долго ищет работу, проходя одно собеседование за другим. Что же не так с подобным типом взаимодействия, который до сих пор не успели искоренить некоторые компании? Недостатков здесь огромное множество. Вот ключевые из них:

  • Недальновидность. Когда с человеком прощаются фразой «мы вам перезвоним» и не перезванивают, с одной стороны, такая ситуация для многих привычна. Но с другой – она крайне неприятна, ведь соискатель чувствует себя использованным и обманутым. Не стоит забывать о том, что любой человек, который с вами взаимодействует, это еще и потенциальный клиент. А также – тот, кто понесет свои впечатления, как минимум, близкому кругу знакомых. Если вы отказали доброжелательно и с убедительными аргументами, искренне пожелав кандидату успехов, такая ситуация дает ему косвенную выгоду. Человек получает компетентный фидбэк, который может учесть в дальнейшем и не повторять ошибок, пробуя собственные силы на собеседованиях в других компаниях.
  • Непоследовательность . Какой бы ассоциативный шлейф ни образовался вокруг знаменитой фразы «мы перезвоним», это не нивелирует ее прямого значения. Если заявили, что свяжетесь с кандидатом, значит – нужно связаться. Это элементарное проявление последовательности и демонстрация того, что человеческий фактор очень важен в вашей работе. Однако, на наш взгляд, об отказе лучше сообщать не в режиме телефонного разговора, а в письменной форме. Далее мы поясним, почему.

Когда говорят о личных качествах человека, их рекомендуют оценить, обратив внимание на его общение с теми, кто ему не интересен и не выгоден. О компании можно сказать то же самое. Умение вежливо расставаться с претендентами на должность, которые не подошли, является своеобразным индикатором ценностей предприятия и того, где среди ваших приоритетов находится человечность.

Отказываем тактично и грамотно

Большинство современных экспертов, которые имеют отношение к сфере рекрутинга, рекомендуют отказывать кандидатам, не подошедшим на должность, в письменной форме. Таким образом, традиционное «мы перезвоним» следует изначально перефразировать на «мы с вами свяжемся». И, конечно же, соблюсти свое слово – связаться. Еще лучше, если вы оповестите кандидата о временных рамках, на протяжении которых он узнает о вашем решении. Такой подход – уважение к собственному и чужому времени.

Стоит отметить один немаловажный факт: в случае отказа неприятно бывает не только тому, кто его получает, но и тому, что вынужден оповестить другую сторону о подобном решении. Конечно, HR-специалисты с большим опытом обладают достаточной стойкостью, чтобы не брать подобные ситуации близко к сердцу. Но не следует забывать о том, что именно мелкие неприятные моменты по накопительному принципу приводят к тому, что в душе «собирается осадок», а психологический тонус начинает снижаться. Узнали в этом описании сходство со знакомыми признаками выгорания, о котором сейчас не говорит только ленивый? Так вот, чтобы убрать один из факторов, который медленно, но уверенно приводит к такому состоянию, следует научиться говорить «нет» максимально не травматичным для себя образом.

Есть некая аксиома: радостные известия более приятно оповещать по телефону, а грустные – письменно. Это закономерно, ведь для HR-специалиста будет достаточно мудро оградить себя от негативных эмоций другой стороны, которые связаны с отказом в трудоустройстве конкретно в вашей компании.

Что написать в письме с отказом

Чтобы не тратить время каждый раз на составление нового письма от начала и до конца, вам стоит создать некий шаблон с базовым текстом. Однако отправлять всем один шаблон, меняя в нем только имя соискателя, не лучшая идея. Более подходящий вариант – если в мотивационной части вы будете указывать конкретные причины, исходя из индивидуального опыта общения с кандидатом на должность. Вряд ли написание одного абзаца текста затруднит вас. Но по тексту письма будет понятно, что вы не отправили человеку усредненный шаблон ответа, а приложили, пусть и небольшой, но труд, чтобы пояснить свое решение.

Чтобы максимально сгладить неприятные эмоции обеих сторон от отказа, письмо лучше всего строить по следующему принципу:

  1. Благодарим кандидата за то, что он откликнулся на вакансию, тем самым выразив симпатию вашей компании.
  2. Аргументируем, почему мы не можем взять соискателя на эту должность.
  3. Выражаем свою надежду на то, что можно обратиться к этому кандидату, если появятся подходящие для него вакансии.
  4. Высказываем благодарность. К шаблонным предложениям можно добавить несколько фраз о тех сильных сторонах специалиста, которые понравились на собеседовании. Однако здесь важно действовать сдержанно.
  5. Не забываем указать свое имя, чтобы взаимодействовать, как живой человек, а не машина.

Это оптимальный формат письма в случае отказа.

Не переборщить с другой крайностью

О том, что важно не обидеть человек и не убить в нем мотивацию к дальнейшему поиску работы, мы уже упомянули. Но стоит также рассмотреть и другую крайность, к которой иногда склонны гипер-эмпатичные рекрутеры, стремящиеся не обидеть кандидата. Это длительные или объемные пояснения, что же именно диссонирует в соискателе с тем портретом сотрудника, в котором заинтересована компания. Сам по себе развернутый диалог – это уже свидетельство лишней открытости, которое соискатель может расценить в качестве второго шанса. Как результат, некоторые люди склонны вступать в дискуссию или обещать то, что они проработают свои слабые стороны и смогут выполнять рабочие задачи качественно.

В данном случае следует помнить, что отдел рекрутинга – это не служба психологической помощи. Вы не ставите перед собой цели всем понравиться или с риском для компании давать шансы тем претендентам, которые не произвели должного впечатления во время собеседования. Поэтому в месседже, который направлен подобным кандидатам, должно читаться четкое «нет». Оптимально – когда вам удается сказать главное лаконично и с достаточной аргументацией. С одной стороны, такой подход является залогом некоего эмоционального баланса во взаимодействии. С другой – он не дает ложных надежд, но и позволяет человеку понять свои промахи. Таким образом, соискатель, потративший время на подготовку к собеседованию, тоже остается с положительными результатами, несмотря на отказ. Он получает от вас ценную обратную связь.

Столь внимательный и ответственный подход – не изыск и не излишество. Это залог экологичности человеческого общения в рабочих моментах. А еще – показатель того, что ваша компания четко понимает свои ценности и философию взаимодействия с людьми.

Размышляем стратегически

Для руководства любой компании важно, чтобы предприятие процветало и развивалось, постоянно увеличивая свой масштаб. Люди, которые работают над собой, развиваются также. И вполне вероятно, что лет за 5 кандидат, которому вы отказали в трудоустройстве, станет идеальным сотрудником на должность. Тогда вам будет гораздо легче начать сотрудничество, опираясь на то, что ранее ваши профессиональные пути разошлись в тактичном и доброжелательном формате.