Суровая ямальская зима – не повод отказываться от праздников. Торжества поддерживают связь между поколениями и отрывают людей от будничных забот, раскрашивая их жизнь яркими красками. Один из главных северных праздников – День оленевода, кочующий из года в год по бескрайним просторам Арктики, позволяет тундровикам хоть ненадолго отвлечься от повседневных дел, которых, как известно, у них немало. Кочевники бережно хранят традиции своих предков и не позволяют этим знаниям затеряться, потускнеть или обесцениться. Раз в год тундровики со всех уголков Ямала собираются вместе, чтобы заявить о своей самобытной культуре. И для этого есть прекрасный повод – День оленевода. Древнейший праздник в тундре до сегодняшних дней сохранил неповторимый колорит северных устоев и обрядов. Торжество полюбилось не только хранителям уникальных этнических традиций, но и современным жителям крупных городов.
Теплый праздник холодного севера
История праздника возвращает нас на много лет назад в прошлое. У кочевых народов было принято выбирать дату для ежегодной встречи, чтобы после долгой разлуки собраться вместе, обменяться новостями, провести переговоры, да и, как говорится, себя показать. Во время Дня оленевода старшие члены семей договаривались о замужестве девушек или обсуждали общие проблемы. Встретиться в любой другой день тундровикам достаточно сложно. Оленеводы слишком заняты собственным стадом и постоянно кочуют с места на место. Конец зимы - начало весны – самое удачное время для того, чтобы ненадолго отложить все дела и окунуться в праздничную атмосферу. В это время оленеводы возвращались с зимовки в южной части на самый север Ямала или шли к Уральским горам, где олени могли безопасно перенести теплые месяцы. По сложившейся традиции, местом встречи становился тот населенный пункт, рядом с которым находилась большая часть кочевников.
Без дела в День оленевода никто не оставался. В то время как одни вели серьезные разговоры, другие состязались в ловкости, силе и выносливости. Со временем соревнования стали неотъемлемой частью торжества. Мужчины изо всех сил старались проявить свою ловкость и мастерство оленевода, чтобы получить почет и уважение в обществе. Женщины демонстрировали навыки в рукоделии и домашних делах, а взамен награждались званием хорошей хозяйки. Сегодня некоторые привычки изменились. Теперь тундровики не часто приезжают на мероприятие в оленьей упряжке, ведь гораздо удобнее передвигаться на снегоходах. Однако, как и прежде, тундровики участвуют в соревнованиях и задолго готовятся к ним. Главным призом сегодня служит нужный многим снегоход, поэтому за победу хочется побороться.
В прошлом году масштабные встречи в День оленевода пришлось отменить из-за пандемии, а потому этой весной они оказались еще более долгожданными. Основной праздник проходит 27 марта в Салехарде, но до этого День оленевода встретили в Надыме, Аксарке и Муравленко. Чуть позже к празднованию присоединятся жители Нового Уренгоя и Тазовского. Заключительные мероприятия в честь национального праздника состоятся в Яр-Сале.
День оленевода – важное событие для кочевников, поэтому встречать его привыкли с большим размахом. В свете сегодняшнего тренда на здоровый образ жизни тундровикам предлагают начинать праздник с заботы о себе. Утром на месте торжества все жители тундры могут пройти медицинскую диагностику в передвижных пунктах. Медики измерят им давление, сделают УЗИ и проконсультируют. К сожалению, на просторах тундры пройти медобследование невозможно, поэтому и торопятся кочевники успеть во время праздника сделать все важные дела.
Ближе к полудню начинаются конкурсы: перетягивание палки, прыжки через нарты, национальная борьба и метание тынзяна на хорей. Последнее развлечение для незнакомых с культурой людей звучит странно, но на деле оказывается достаточно понятным. Тынзян – это плетеная из кожи оленя веревка, а хорей – трехметровый шест погонщика. Участники соревнования пытаются закинуть веревку на него так, будто ловят оленя в тундре. В таком конкурсе любопытно поучаствовать и городским. Когда они еще смогут представить себя в роли кочевника?
Однако самым любимым и зрелищным из развлечений считаются гонки на оленьих упряжках, которые могут разгоняться до 60 км/ч. К заезду готовятся заранее: животных украшают вышивками и тренируют быстро бегать. Гонки проходят по маршруту, отмеченному на льду реки, а финишной черты первыми достигают наиболее выносливые и сильные олени. Разгоряченные животные после состязания охлаждаются поеданием снега, а зрители, ошеломленные скоростью, продолжают наблюдать за другими участниками гонки. Занятие по своему вкусу находит любой участник праздника. Родители, которые пришли с детьми, пробуют свои силы в семейных соревнованиях.
В День оленевода совсем не обязательно соревноваться и играть: это отличный момент, чтобы увидеть изнутри жизнь кочующих народов, и, возможно, найти себе приятеля среди них. Радушные хозяева чума встречают гостей традиционного северного жилища чаем с конфетами и сушками. Тем, кто хочет заполучить памятный сувенир, рекомендуют побывать среди торговых рядов, где найдутся уникальные фигурки из кости и керамики, созданные местными мастерами вручную. На ярмарке удастся примерить и даже забрать с собой теплые бурки – обувь из оленьей шкуры, которую кочевники шьют самостоятельно и кропотливо украшают бисером.
Сверкая северными красками
Даже те, кто приехал на Север впервые, начинают понимать, как устроена кочевая жизнь. Гости праздника кормят с руки оленей, примеряют малицу (прим. ред.: малица – традиционная верхняя одежда из оленьих шкур), и катаются на оленьих упряжках. Тундровики обязательно предлагают попробовать их традиционные блюда, от которых сложно отказаться, впрочем, гости и не пытаются это делать. Участники праздника рады насладиться рыбой из чистейших северных водоемов, отведать строганину с брусникой или блюда из оленины, которые много веков готовятся по рецептам коренных народов Севера.
Некоторые путешественники советуют после празднования Дня оленевода отправляться в тундру, чтобы примерить на себя роль настоящего кочевника. После знакомства с обычаями народов сурового края не трудно понять, что именно удерживает их здесь веками, чем не готовы они пожертвовать ради городских забот. Ответ простой и, вероятно, банальный – природа, дарящая абсолютную свободу, которую так не хочется терять.