Найти тему
НЭБ

Рок-н-ролльные тайны эпохи социализма

В рок-культурном пространстве около десяти лет назад произошло событие: на книжном рынке в серии «Рок Восточной Европы» появилась новинка «Бит двух цивилизаций». Писатель – Олег «Алик» Синеокий, издатель – Александр Галин. Впервые в научно-популярной форме и в солидном монографическом объеме автором была выдвинута теория возникновения и эволюции института грамзаписи как непревзойденного средства передачи информации в социалистическую и постсоциалистическую эпоху.

В книге собраны редчайшие сведения, достойные не столько просветительского издания, сколько серьезного научного исследования. Произведение состоит из пяти «Рок-этюдов» и единственного «Бонус-эскиза» (таковы названия глав). Есть пять предисловий, но всего лишь одно послесловие и один внушительный список литературы. На титульном листе красуются имена четырех рецензентов – докторов наук. Такая глубокая и основательная подача материала легко объяснима: автор монографии «Бит двух цивилизаций» – профессор Запорожского национального университета, писатель-документалист, на чьем счету более 200 учебно-методических публикаций, ученый-криминалист и просто коллекционер, считающий себя «начинающим рок-райтером-фрилансером».

Итак, чем может быть интересна «Сага о правовой грамзаписи поп-музыки» для специалистов и широкого круга читателей? Изначально тем, что Олег Синеокий изучил и восстановил выпавшие из истории мировой системы социализма периоды рекординга. Еще меломанам будут любопытны собранные ученым-филофонистом сведения о забытых рок-группах бывшего соцлагеря. И хотя в повествовании постоянно слышатся яркие личностные интонации, это не мешает воспринимать текст, а дает дополнительный пикантный налет времени.

Сам автор говорит, что «Бит двух цивилизаций – это вечная битва и глобальное взаимное дополнение Востока и Запада, славянофилов и западников, социализма и капитализма, XX и XXI столетий, грампластинок и компакт-дисков, качественного рока и примитивной попсы, домашних коллекций и Интернет-ресурсов, винтажа и новодела, легального и "черного" рынков, правового рекординга и "пиратских" лейблов…». Также это попытка обобщить «опыт организации фонографической индустрии в сфере грамзаписи рок-музыки в странах Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Центральной и Восточной Европы в эпоху социализма и после ее крушения».
-2

Обзор познавателен и содержателен, при этом писатель анализирует огромный пласт отечественной рок-прессы, в основном книжной, начиная с шестидесятых годов XX века и завершая публикациями недавнего времени. В сборнике отведено достаточно места и для исторического разбора различных знаменитых лейблов, как восточноевропейских, так и родных, например, «Мелодии». Наряду с уникальной информацией о жизни и смерти всесильных звукозаписывающих компаний в произведении много «детективных» рассказов о виниловых старожилах из СССР. Автор вовлекает нас в расследование дела о Бобе Каллачане и загадочной Джоубед. Он заставляет нас понять, где заканчивается реальность, а где начинается легенда. Потом нельзя обойти вниманием и занимательное повествование о гитаристе Томме Болине.

-3
«Другой аспект книги – соотношение рок-музыки и политики, социологии. Лично для меня рок всегда символизировал свободу выражения мыслей в текстах и музыке. Малоизвестная норвежская команда SAFT в начале 70-х в песне "All The Time" дала нам интересный тезис: "Сражаться ради свободы – это все равно, что трахаться ради девственности". Поразмыслим над этим. Действительно, рассуждая философски, свобода – это некое состояние ума, либо ты чувствуешь себя свободным в любых условиях, либо нет. А как же тогда борьба против оккупантов, за независимость своей страны? […] И что тогда нужно делать с этими оккупантами – устраивать очередную гражданскую войну? Или все же послушать мудрого Джона Леннона, который еще в незапамятные времена посоветовал тем, кто хочет устроить революцию и изменить конституцию, для начала "изменить свои мозги"». (А. Галин)

Да, из этой цитаты редактора «Бита двух цивилизаций» явствует основная авторская идея, которая кроется не столько в понятии «Остальгия», то есть в тоске по Востоку, по ушедшему социалистическому порядку, а в том, что «осси» (восточники) и «весси» (западники) – это два самостоятельных мира. И в условиях «железного занавеса» восточному блоку пришлось прокладывать свой индивидуальный путь в рок-пространстве, отстаивать собственное видение, собственный фирменный стиль и звуковое искусство соцлагеря. И хотя с распадом политической системы рухнули концерны лейблов Восточной Европы, ушли в небытие, но хорошо то, что есть такие меломаны-энтузиасты, как О. Синеокий, пишущие иной раз «Саги о правовой грамзаписи поп-музыки».

-4

Книга написана живым языком. Читая ее, невольно попадаешь в сокровенный мирок «заядлого» филофониста, который с трепетом знакомит тебя в приватной беседе со своей обширной коллекцией пластинок, дисков, хвалится своими находками и приобретениями, вспоминает ушедшее время и реалии прошлого.

«Автор цитирует огромные куски каких-то рекламных проспектов, скажем, лейбла "Балкантон", приводит гигантские списки всего, что только можно – музыкальных стилей из Википедии, пиратских "лейблов" конца 90-х, групп Венесуэлы и Чили, файлообменных блогов в стиле "rare rock" и… Читая книгу, начинаешь натурально "обалдевать знаниями", и к заключению уже подходишь, будучи совершенно не в состоянии воспринимать какие-либо выводы». (« InRock »)

У Олега «Алика» Синеокого, конечно, имеется свое исключительное мнение и свой взгляд на развитие рок-н-ролла, историю грамзаписи, авторское право, творчество тех или иных рок-музыкантов. Порой в соло писателя врывается голос редактора Александра Галина, который не желает оставаться не услышанным.

На портале НЭБ читайте не только «Бит двух цивилизаций», но и такие книги О. Синеокого как «Массовый рекординг» и «Фонодокумент в мировом коммуникационном пространстве».