«Потрясатели неба», так называли новое оружие японцы в виде торпед, управляемых людьми, впервые появились в начале 1944 года.
Своего рода живая торпеда «Кайтен» (японское название) представляла собой следующее изделие:
- цилиндр длиной около 15 м;
- диаметр – около 1 м;
- общий вес – 8 т ;
- боевая часть – 1,2 т ;
- дальность действия – 78 км при скорости 22 км/ч;
- дальность действия – 23 км при скорости 42 км/ч.
Как все начиналось
На острове Оцудзима было собрано 200 морских офицеров из числа добровольцев для обучения на водителей торпед, жаждущих отдать свои жизни ради победы.
Их обучали несколько недель. Управление «Кайтеном» было не простым делом. Здесь требовалась квалификация на уровне пилота истребителя.
После их ждала отправка в последний путь.
Как это работало
На большую подводную лодку грузили 6 «Кайтенов». Их закрепляли на палубе подводного судна.
Когда цель оказывалась в пределах действия человекоторпед, водители занимали свои места. Для этого существовали специальные люки, которые позволяли осуществить переход из подводной лодки в торпеду.
Затем наступало время ожидания. При выходе на цель водитель получал по телефону информацию о том, куда нужно двигаться. После этого следовал запуск двигателя торпеды и ее отделение от подлодки.
Корректировка курса по мере приближения к цели производилась с помощью перископа.
На расстоянии около 500 м от цели водитель погружал торпеду на глубину в 4 м и давал полный газ. Далее следовал таран, взрыв и все.
Если человекоторпеда проходила мимо цели, то ее водителю отводилось жизни не более 1 часа. Именно на столько времени хватало запаса кислорода. Выбраться же из «Кайтена» было невозможно. Максимум можно было подорвать себя.
Чего японцы добились
Во время первой атаки, что произошла 20 ноября 1944 года, было подорван американский танкер «Миссисипи», имевший водоизмещение 11,3 т, с грузом в виде авиабензина. Это судно находилось на стоянке, а не в открытом море.
Дальнейшие атаки японцев с помощью человекоторпед, которые производились на защищенные американские базы, не привели к положительным результатам.
Было потеряно 6 подводных лодок, выступивших в качестве транспортов для «Кайтенов», и 55 водителей. В результате получилось лишь незначительно повредить 2 американских транспортных судна.
После этого было принято решение о том, чтобы применять «Кайтены» исключительно на коммуникациях. Это дало определенный успех.
За 3 последних месяца войны с помощью человекоторпед японцам удалось потопить:
- транспортные суда – 15 ;
- сторожевые корабли – 7;
- эсминцы – 5;
- крейсера – 2.
Такие успехи были достигнуты ценой жизней 50 водителей торпед.
Вывод
Японцы, конечно, во все времена были склонны к самопожертвованию, и Вторая мировая не является исключением. Но все их потуги в виде летчиков-камикадзе, человекоторпед, боевых пловцов и др. привели лишь к незначительным результатам. Так войну нельзя было выиграть.