Послания Ефесянам, Колоссянам, Филиппийцам, Фессалоникийцам
Послание к Ефесянам – письмо к зрелой общине, в которой Павел служил 3 года, заложив хороший фундамент. Апостол показывает, что дары служения поставлены для укрепления людей (Еф. 4:11-16), в том числе – младенцев во Христе. Павел призывает отложить прежний образ жизни и облечься в новый образ – Божий. Эти изменения он связывает с обновлением духа и ума (Еф. 4:21-24). Разум человека должен развиваться в контексте познания Христа и направленности к Нему. Мэтью Генри считает, что христианину нужно «переменить принципы, привычки и склонности души».
Отрывок, в котором Павел рассматривает отношения отцов и детей (Еф. 6:1-4), можно рассматривать и в контексте отношений с наставниками. Однако мы не знаем, предполагал ли сам автор подобное сравнение, когда писал письмо церкви в Эфес.
В послании к Колоссянам Павел подчеркивает, что верующему человеку необходимо оставить греховные вещи. От некоторых мы избавляемся сразу, от других – впоследствии (Кол. 3:5-14). Что касается темы младенчества в послании к Филлипийцам, она здесь не прослеживается. Хотя на этот счет может быть и иное мнение. В посланиях к Фессалоникийцам Павел упоминает о младенчестве вскользь. Он призывает поддерживать слабых, укреплять малодушных (1 Фес. 5:14).
Личные послания (Тимофею, Титу, Филимону)
Тема младенчества прослеживается и пастырских посланиях. В письме к Тимофею Павел дает понять, что проявления незрелости могут быть и у взрослых верующих (1 Тим. 1:3-7). Апостол подчеркивает, что нельзя ставить новообращенного человека на ответственное служение, поручать ему важное задание.
Павел объясняет молодому пастору, что человек может быть богатым, влиятельным, образованным, но при этом оставаться духовным младенцем. С этой категорией новообращенных тоже нужно работать (1 Тим. 6:17-19). Апостол пишет своему соработнику, чтобы тот не упустил из внимания данную группу младенцев.
Не менее интересен отрывок, где Павел обращает внимание на становление самого Тимофея (2 Тим. 1:5). Этот юноша вышел из верующей семьи. Его мать и бабушка были христианками. Это подчеркивает важность передачи духовных ценностей. «Младенцев» нужно взращивать, и в этом заключается большая ответственность христианской семьи.
Павел поднимает важную проблему христианства, которая является одной из особенностей последнего времени. Дело в том, что некоторые люди так и остаются вечными младенцами во Христе. Они ходят в церковь, но не растут духовно (2 Тим. 3:1-6).
В послании к Титу к теме младенчества можно отнести вопрос пустых споров (Тит. 3:9). Генри пишет: «Существуют вопросы, которые необходимо обсуждать и разрешать, такие, что обогащают полезными знаниями; по праздных и глупых вопросов, не приносящих славу Богу и не содействующих назиданию людей, необходимо избегать».
Важным моментом является и тема появления еретиков в церкви (Тит. 3:10). Новообращенный тоже может попасться на уловку лжеучителей и «съесть» не ту пищу, которая нужна. Пасторам церкви нужно очень серьезно относиться к проблеме ереси.
Послание к Филимону посвящено теме прощения новообращенного. Павел призывает своего соратника снисходительно отнестись к беглому рабу Онисиму, который, убежав когда-то от Филимона, в последствие принял Христа. Это послание затрагивает тему прощения за проступки, которые были совершены в прежней жизни. Павел призывает относиться к таким людям как братьям.
Послание Евреям
В послании к Евреям Павел показывает преемственность Нового Завета и раскрывает образ Христа как Первосвященника Израиля. Тема младенчества поднимается здесь в контексте духовного развития и познания Христа. Павел показывает, что младенцу нужно молоко – чистое Слово Божье. Такой человек еще не может воспринимать глубокие учения.
Но проблема, обозначенная в этом послании, имеет отношение не только к длительности жизни во Христе, но и к вопросу зрелости верующего. Апостол показывает, что остановка в духовном развитии приводит к тому, что человеку нужно «молоко», хотя по времени он уже не «младенец». Павел показывает, что рост во Христе – процесс, связанный с приобретением духовных навыков (Евр. 5:11-14). Если человек не растет в познании Христа, то остается духовным младенцем. Причем Бог учитывает, какие возможности были у людей для познания Писания.
Павел подчеркивает, что у некоторых людей есть привычка пропускать церковные собрания (Евр. 10:25). Важно, чтобы такая привычка не сформировалась у новообращенных.
Апостол констатирует печальный факт: верующие могут принять Христа, но продолжать грешить. Младенцы во Христе обычно так и поступают. Однако важно объяснить человеку, к какой опасности может привести подобное развитие сюжета и чего ожидает от нас Христос (Евр. 10:26-27).
Павел затрагивает тему «горького корня, от которого могут оскверниться многие» (Евр. 12:15-17). Рассматривая данный отрывок в контексте младенчества, можно прийти к выводу, что необходимо ограждать новообращенных от негативного влияния лжеучителей, незрелых верующих, прежних друзей и т. п. Младенцам не следует вникать в различные учения, рассчитанные на более подготовленного верующего. Новообращенным нужно уделить внимание «укреплению в благодати» (Евр. 13:9). Им нужно активно вникать в Слово Божье и укрепляться в молитве.
Павел пишет о важности послушания наставникам (Евр. 13:17). Этот навык необходимо прививать в церкви. Однако принцип послушания должен прививаться в контексте послушания Христу. Очень важно, чтобы человек действительно ощущал любовь и заботу духовного лидера.
Продолжение следует...
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии
Для финансовой поддержки канала
Кошелек Юмани – 410011263781514
Карта Сбербанка – 5469400982277308