Устройство федеральной судебной системы США
Прежде чем перейти к описанию функций и особенностей Верховного суда, часто сокращенно называемого в Америке SCOTUS (Supreme Court of the United States ), стоит сформировать общее представление об устройстве федеральной судебной системы Соединенных Штатов. В базовом варианте она имеет три уровня : фундамент — федеральные окружные суды, обладающие так называемой первоначальной/оригинальной юрисдикцией [original jurisdiction ]. Это означает, что окружной суд — первая инстанция, рассматривающая дело. Причем в отличие от, например, британской системы, в США окружные суды рассматривают как гражданские, так и уголовные дела. Во всех 50 штатах на сегодняшний день функционируют 94 федеральных окружных суда (количество судов на штат зависит от размера его населения). В каждый окружной суд судья назначается президентом с одобрения Сената на пожизненный срок.
Непосредственно над окружными судами находятся федеральные апелляционные суды. Как предполагает название, они обладают апелляционной юрисдикцией, то есть они рассматривают прошения об обжаловании дел, вердикт по которым был вынесен другими судами. Апелляционные суды не повторяют рассмотрение дела с нуля. Вместо этого они пересматривают предыдущие решения, чтобы убедиться в правильности применения закона. В таком случае в их юрисдикции решать, будет ли предыдущее решение по делу аннулировано или рассмотрено повторно. На данный момент существует 13 федеральных апелляционных судов, каждый из которых имеет отдельную территориальную юрисдикцию.
Например, седьмой суд пересматривает дела, решения по которым были вынесены в Иллинойсе, Индиане и Висконсине. Соответственно, суды зачастую сильно нагружены и не справляются с объемом работы. Кстати, именно в суде седьмого округа, расположенного в Чикаго, проходило повторное слушание скандального дела о «Чикагской семерке » — молодых людях, участвовавших в протестах против Вьетнамской войны в 1968 году. Их история стала основой судебный драмы, вышедшей на «Netflix » в 2020 году.
Однако, говоря о федеральной судебной системе, не стоит забывать и о судах штатов. Ведь в силу высокой автономии и децентрализации государства законы штатов могут сильно варьироваться, при этом, естественно, не нарушая федеральные нормы. Уровни судебной системы каждого штата идентичны федеральным : каждый штат имеет окружные, апелляционные суды и даже верховные. На уровне штатов рассматривается до 95% всех уголовных и административных нарушений. Дела уровня штатов и так называемая «судебная атмосфера» на высшем уровне передается в сериале «Лучше звоните Солу», получившем положительные отзывы кинокритиков и профессиональных юристов.
Слушание дел на федеральном уровне происходит лишь в случаях нарушения Конституции или федерального законодательства, когда Соединенные Штаты выступают в качестве одной из сторон дела, когда стороны представляют разные штаты.
Как работает Верховный суд?
На самом последнем уровне федеральной системы находится Верховный суд, интересующий нас в наибольшей степени. Он действует в основном как апелляционный орган, ограничиваясь, как правило, пересмотром решений по делам, ранее вынесенных судами низших инстанций. Как говорил 27-ой президент США и Председатель Верховного суда Уильям Тафт (1909-1913): «Президенты приходят и уходят, а Верховный суд вечен». Что делает Верховный суд столь влиятельным? Возможно, факт пожизненного назначения судей, а не их выборности? Сосредоточение в руках лишь девяти человек власти, достаточной для определения судьбы целой страны и ее граждан? Или, может, высокий уровень автономии судей в принятии решений и выборе дел для рассмотрения?
Начнем с последнего пункта. Что касается автономии выбора дел, то примерно из 100 тысяч ежегодных апелляционных прошений, поданных в Верховный суд, на рассмотрение принимается не более 1%. Причем критерии выбора «достойных» дел судьями остаются неизвестными, но нередко определяющими факторами оказываются внимание к делу прессы, публичность участников процесса или наличие связей. Например, в сериале «Как избежать наказание за убийство» показывается, как главная героиня Аннализ Китинг (Виола Дэвис) добивается слушания в Верховном суде по делу нарушения 6-ой поправки к Конституции лишь благодаря связям своей знакомой.
После первого слушания дела Верховные судьи удаляются для его обсуждения. Затем они голосуют и поручают одному из судей взять на себя инициативу в представлении того, что называется мнением большинства [ majority opinion ]. Это юридический аргумент, которого придерживается все или абсолютное большинство — 5 судей. На основе мнения большинства создается прецедент, определяющий дальнейшие решения судей при рассмотрении аналогичных дел. Правда, нередко случается, что большинство, хотя и соглашаясь с решением по вопросу того, какая сторона выигрывает дело, не может договориться о правовых основаниях для принятия решения. В этом случае ведущая позиция называется мнением относительного большинства [ plurality opinion ]. Это означает, что будет вынесено то решение, которого придерживается бóльшая часть судей на выигравшей стороне.
Если коллективное мнение судей так важно, то какие факторы влияют на процесс принятия решения каждого председателя Верховного суда? Для ответа как раз следует обратиться к рассмотрению ранее заданного вопроса о пожизненном назначении судей.
Партийная борьба и политические взгляды верховных судей
Верховный суд неразрывно связан с политикой и партийной борьбой, несмотря на то, что он представляет отдельную ветвь власти. Все-таки он — неотъемлемая часть большой системы, в которой взаимовлияние и взаимопроникновение неизбежно. Взаимосвязь законодательной, исполнительной и судебной власти наиболее ярко выражена в конституционных полномочиях президента выдвигать кандидатуру председателя Верховного суда, которую должно подтвердить или опровергнуть большинство сенаторов. Возможность выдвинуть своего кандидата(ов) представляется в случае образования вакантного места (по причине смерти или ухода на пенсию). К выбору номинантов каждый президент подходит очень серьезно: ведь его задача — подобрать «удобного» человека, с которым его политические взгляды будут совпадать и который не будет препятствовать претворению в жизнь президентских планов. Соответственно, поэтому предпочтение отдается кандидатам из собственной партии.
Причина, по которой отцы-основатели предпочли оставить должность Верховных судей не выборной и перманентной состоит именно в попытке вывести этот орган из-под политического давления, однако на деле сегодня мы видим совершенно обратное. В политических системах многих стран во избежание стагнации верховные судьи назначаются на четкий срок или обязаны выходить в отставку по достижению определенного возраста, а в США, как сказал профессор Йельского университета Б. Экерман, «заседающие уже несколько десятков лет престарелые члены Верховного суда лишь способствуют усилению противоречий »
На сегодняшний день композиция суда крайне занимательна: абсолютное большинство судей — республиканцы, и всего трое — демократы.
Именно из-за этого тема объема власти девяти судей и того, как они ей распоряжаются, стала предметом бурных дискуссий. Особенно активная полемика началась в 2020 году после смерти Руты Б. Гинзбург — наиболее либеральной судьи из всех нынешних — и назначения на ее место Эми К. Барретт — яркой представительницы консервативного крыла республиканской партии. «Верховный суд должен признать лимиты своей власти и уважать выбор, сделанный американским народом» — отметила Елена Каган после своего назначения на пост в 2010 году. С заметной поляризацией американского общества и победой демократа Джо Байдена все чаще в СМИ фигурирует вопрос о репрезентативности суда: действительно ли он отражает и защищает взгляды большинства американцев? Не стал ли суд слишком политизированным для вынесения объективных решений? Возможно, пора изменить правила игры? Профессор Колумбийского университета К. Франке даже предсказывает вероятную потерю Верховным судом легитимности из-за нарастающих противоречий.
Автор: Максимова Полина