Предыдущая часть истории: Почему ирландцы такие рыжие
Часть 3. "Позади у него лежало великое будущее".
После завтрака идём к автостанции, мы знаем как доехать до скал Мохер, гугл-карты помогают найти дорогу и можно ничего не спрашивать, но супругу хочется поболтать, а потому, заслышав русскую речь, он обращается к женщине с ребёнком, которая идет мимо нас. Знакомимся.
Я не удивляюсь, что Лена с Полиночкой собираются ехать по нашему маршруту Голуэй - Эннис, мне всегда везёт на знакомства. Загружаемся в автобус и разговариваем дорогой. Лена – художница, приехала в Ирландию десять лет назад с Украины, познакомившись на сайте с эстонцем. Родила дочь, но жизнь с мужем не заладилась, он отправился искать счастье в Россию, а они зависли тут. Живут на социальном обеспечении, иногда Лена подрабатывает частными уроками, девочка заканчивает первый класс.
К сожалению, в городе нет ни музыкальных, ни художественных школ, с дополнительным образованием здесь туго, но Поля постепенно учит языки: мама её лучшей подруги из Молдовы, они могут с ней общаться по-русски, другие подружки из Польши и Украины, она уже выучила много польских и украинских слов, а на уроках говорят по-английски и даже по-ирландски, его тоже стали преподавать. Телевизор они не смотрят, но с Принцессой Кайлой, её куклой, можно разговаривать через блютус.
Двадцатидвухлетнему сыну Лены, приехавшему сюда к матери, никак не удаётся встроиться в местный быт: вуз он не закончил, его девушка не может пробраться к нему через границы (Ирландия хоть и Евросоюз, но не Шенген), друзей нет. Мужчинам вообще сложнее адаптироваться, я об этом писала как-то в статье. Например, неработающая женщина воспринимается нормально, она – домохозяйка, её статус практически не страдает, в то время как неработающий мужчина – всегда лентяй и тунеядец.
Пытаясь найти выход, Лена пришла к Богу. Мир не даёт ей быть счастливой и открытой, людям веры нет. Сейчас Он один ей надежда и опора, с Ним ей не бывает одиноко. Она спрашивает меня как исследовательницу: “Ну и что делать?” Я отвечаю: статистика показывает, что лишь третье поколение эмигрантов становится полноправными членами принимающего общества.
Наши попутчицы держат путь на церковную службу и субботний обед. Разумеется, постный, потому что идёт Великий пост и расслабиться можно будет ровно через неделю на Патрик Дей – самый популярный ирландский праздник. Хотя Лене с Полей, по-видимому, это без разницы – они вегетарианцы, изредка себе позволяющие козье молоко и яйца. От ментолового “тик-така” отказались – мол, мы такое не едим, из сладкого только натуральный мёд и джем.
Приглашают нас вместе поехать в церковь, а потом к ним в гости, но мы хотим увидеть скалы Мохер, поэтому отказываемся. Дождя пока нет, но тучи висят так низко, что могут прорваться в любой момент. В Эннисе Лену ждёт машина. За рулём чернокожая Маша.
Она выходит из автомобиля и мы с ней обнимаемся, как давние знакомые. Её этническую принадлежность я угадываю без труда, хотя в Нигерии ещё не бывала, просто у меня есть подруга Рита, а Мария на неё очень похожа. Спрашиваю: “А ю фром Найджерия?” Отвечает: “Оф кос!”
В книге Иова написано, что в субботу вечером у Адама была депрессия, он нашел два камня – камень беспросветный и камень темноты, высек из них искру и ему стало легко. В этом сюжете скрыта глубокая мысль о том, что беспросветное и тёмное тоже приносят свет и тепло.
Продолжение: Часть 4. Как там живут ирландцы: туман и четыре времени года за день. ссылка.
Подписывайтесь на мои каналы: Жизнь не зебра и Ксюша бьёт баклуши